24 октября в Москве состоялась презентация программы Microsoft “Шаг навстречу”. Данная инициатива (её опытное тестирование стартовало ещё летом, а широкомасштабное продвижение, в том числе через самые разнообразные печатные и онлайновые СМИ, начнётся в ноябре) анонсирована как общероссийская программа, призванная помочь небольшим и средним предприятиям в вопросах лицензирования ПО, управления закупленными лицензиями, а также подтверждения правомерности использования лицензионного ПО Microsoft. По словам генерального директора Microsoft в России Биргера Стена, на реализацию данной программы в текущем финансовом году (1 июля 2008 г. — 30 июня 2009 г.) российский офис Microsoft планирует потратить около 1,5 млн. долл. и рассчитывает в общей сложности охватить этой программой не менее 1,5 млн. человек, представляющих интересы малого и среднего бизнеса. Если эта программа докажет свою востребованность и эффективность, то в следующем финансовом году она может быть продолжена или даже расширена.

Говоря о причинах, побудивших компанию выступить с такой весьма ресурсозатратной инициативой, Биргер Стен сказал: “ Процесс массового перехода на лицензионное ПО среди бизнес-пользователей, который мы сейчас наблюдаем, связан с осознанием экономических выгод, которые даёт такое ПО. К сожалению, недостаток правового информационного обеспечения в вопросах лицензирования приводит порой к неосознанным нарушениям авторских прав среди пользователей. Мы, как компания-партнёр, хотим помочь своим клиентам. Вопрос оправданности инвестиций в ПО особенно важен для малого и среднего бизнеса. В таких организациях, как правило, нет возможности содержать в штате дополнительного эксперта в области лицензирования, поэтому программа “Шаг навстречу” в первую очередь рассчитана на них”.

Похвалу в адрес данной инициативы высказала исполнительный директор ОПОРы (“Объединение предпринимательских организаций России”) Дина Крылова: “Помимо прочего наша общественная организация всегда активно выступает за упорядочение и упрощение процедур отчётности. Программа “Шаг навстречу” позволяет российским компаниям решить для себя многие вопросы, связанные с лицензированием ПО. Таким образом Microsoft помогает снять риски и грамотно организовать управление этим нематериальным активом. Не пользователи должны доказывать легальность используемых ими программных продуктов, а правоохранительные органы должны доказывать их контрафактность”.

Если говорить коротко, то программа “Шаг навстречу” предоставляет потенциальным или уже существующим пользователям продуктов Microsoft следующие ресурсы: бесплатную федеральную телефонную “горячую” линию 8-800-200-80-01, специализированный сайт www.microsoft4you.ru (там изложены все условия программы), бесплатные обучающие тренинги для руководителей организаций, корпоративных юристов и ИТ-менеджеров (они организуются более чем в 20 городах России согласно “вывешенному” на сайте программы расписанию), а также бесплатные консультации (посредством вышеуказанной телефонной линии) по управлению лицензиями на ПО, организуемые для всех, кто в них нуждается. Задача данной программы — предоставление полной информации и практической помощи по следующим направлениям деятельности:

  • лицензирование ПО;
  • управление активами лицензионного ПО;
  • подтверждение правомерности использования лицензионного ПО Microsoft.

Вот лишь некоторые вопросы, на которые в рамках “Шага навстречу” можно получить ответы:

  • Необходимо ли переустанавливать продукт после покупки на него лицензии?
  • Какова роль ключа продукта при доказательстве легальности приобретения софта?
  • Необходимо ли наличие “легального” носителя для доказательства легальности продукта?
  • Как выглядит порядок постановки ПО на бухгалтерский и налоговый учет?
  • Что является доказательством лицензии для филиалов?
  • Как восстановить документы, подтверждающие лицензионность ПО, в случае их утери?

К сожалению, в программе “Шаг навстречу” ни об упрощении схем лицензирования ПО, ни о каких-либо ценовых льготах для малого и среднего бизнеса (что было бы очень логично в условиях мирового финансового кризиса, последствия которого всё больше затрагивают нашу страну) речь не идёт. Вместе с тем нельзя сказать, что в этом направлении ничего не делается. “В силу исключительно высокого разнообразия наших продуктов и категорий их пользователей добиться полной унификации ценовых предложений невозможно, — говорит директор департамента стратегических проектов российского офиса Microsoft Татьяна Калинина. — Но мы работаем над упрощением схем лицензирования ПО. Если раньше у нас было 70 моделей лицензирования, то сейчас их осталось лишь девять. Согласитесь, что это прогресс. Скидки же на наши корпоративные продукты теперь могут ощутить предприятия, машинный парк которых насчитывает свыше пяти компьютеров”.