Как полагают аналитики исследовательской компании J’son&Partners (J&P), обнародовавшей результаты исследования российского рынка IPTV за первое полугодие нынешнего года, в 2012-м доходы операторов IPTV превысят 56 млн. долл., а абонентская база на услуги IP-телевещания составит около 600 тыс. домохозяйств, при этом ее прирост по сравнению с прошлым годом составит около 200%.

Тем не менее, несмотря на то что этот рынок начал свой стремительный “разбег” еще в начале 2005 г., пока он еще пребывает в стадии формирования по той причине, что большая часть населения до сих пор недостаточно информирована относительно услуг IPTV и только-только начинает активно использовать широкополосный доступ (ШПД) в Интернет.

По итогам первого полугодия 2008-го доходы операторов от предоставления услуг IP-телевидения превысили 11 млн. долл., при этом ожидается, что на конец года уровень соответствующих доходов достигнет порядка 19 млн. долл.

По оценке J&P абонентская база IPTV в нашей стране за тот же период составила 240 тыс. пользователей. При этом крупнейшими игроками здесь аналитики называют “Стрим-ТВ” (с долей в 61%) и “Связьинвест” (31%).

По результатам “полевых” исследований, приведенным J&P, основным сдерживающим фактором роста абонентских баз на услуги IPTV в регионах является слабое развитие там рынка широкополосного доступа. Так в прошлом году только 27% региональных пользователей имели доступ к широкополосному Интернету на скорости от 1 Мбит/c и выше, еще 12% работали в среднем диапазоне — 512-1024 кбит/c, а остальным предоставлялись низкоскоростные каналы, не позволяющие качественно передать “тяжелый” видеоконтент. Такое распределение скоростей доступа в Глобальную сеть на региональном уровне определяется, как полагают исследователи, в первую очередь тарифной политикой, согласно которой пользование низкоскоростными каналами обходится клиентам значительно дешевле.

Для интернет-провайдеров внедрение сервиса Triple Play (телефония, широкополосный доступ в Интернет, интерактивное ТВ) является одним из способов увеличения рентабельности на базе существующей инфраструктуры. И они могут существенно повысить свои доходы с запуском интерактивных ТВ-услуг и услуг VoD (видео по запросу), поддерживаемых IPTV.

Однако, считают аналитики J&P, несмотря на то, что многие региональные провайдеры сегодня тестируют сервис IPTV в своих сетях или планируют проводить такие работы в ближайшее время, развитие данного рынка в регионах будет проходить существенно медленнее, чем прогнозировалось ранее. Это связано как со снижением инвестиций в новые проекты, так и с уменьшением прироста абонентской базы уже запущенных в коммерческую эксплуатацию проектов. А наступивший кризис — это еще один фактор торможения, причем, пожалуй, наиболее существенный.