4 ноября японская компания Fujitsu объявила о намерении выкупить у немецкого концерна Siemens 50%-ный пакет акций Fujitsu Siemens Computers (FSC), заплатив за него примерно 450 млн. евро наличными. Анонс подвёл итоги слухам и предположениям о перспективах FSC, появившимся в зарубежных СМИ в середине июля нынешнего года.

Как известно, FSC является совместным предприятием Fujitsu и Siemens, которые имеют по 50% его акций. Таким образом, по завершении сделки Fujitsu станет единственным владельцем фирмы FSC, которая в соответствии с объявленными планами превратится в подразделение японской компании.

Сообщается, что сделка в случае ее одобрения соответствующими правительственными службами будет завершена к 1 апреля 2009 г. — началу очередного финансового года Fujitsu. В оставшиеся до этого момента полгода FSC будет работать в прежнем статусе совместного предприятия, но общее руководство им будет осуществлять новый президент и исполнительный директор Кай Флоре, поскольку прежний глава FSC Берндт Бишоф решил оставить этот пост “по собственному желанию”.

По-видимому, уже в следующем финансовом году будут детализированы конкретные меры по интеграции активов FSC в структуру Fujitsu. Пока же президент японской компании Куниаки Нодзоэ обозначил в качестве одной из приоритетных задач превращение Fujitsu в глобальную компанию. Потенциал для дальнейшего роста ее руководство видит не столько в реорганизации бизнеса в самой Японии (хотя признается необходимость и в этом), сколько в расширении деятельности за пределами Страны восходящего солнца. Содействовать последнему как раз и должен полный контроль над FSC и в первую очередь доступ к ее обширной клиентской базе и исследовательским ресурсам.

Летом нынешнего года была начата организационная перестройка, в ходе которой создана единая структура Global Business Group, в которую вошли разрозненные прежде подразделения, отвечавшие за развитие бизнеса в отдельных регионах мира; в эту глобальную группу в дальнейшем войдет и FSC.

Еще одна из стоящих перед компанией Fujitsu задач, обозначенных ее президентом, — повышение прибыльности. Достижение этой цели он связал прежде всего с развитием бизнеса в области серверов. Оно и понятно: по информации японской компании, операционная прибыль от направления технологических решений (которое объединяет продажу телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения и серверов) может обеспечить, по прогнозам, до 64% общих доходов Fujitsu в текущем финансовом году.

На серверном рынке основной акцент предполагается делать на разработке, производстве и продаже оборудования, выполненного по IA-архитектуре (x86 и EPIC), сегмент которого, по расчетам аналитиков, растет наиболее динамично. По оценкам IDC, в частности, сегмент IA-серверов в 2007-м составлял 61% совокупного объема серверного рынка в денежном выражении (для сравнения: на долю RISC-систем приходилось 29%, мэйнфреймов — 10%), а к 2012-му он должен увеличиться на 29% (при том что сегменты RISC-систем и мэйнфремов вырастут лишь на 14 и 6% соответственно). В планах Fujitsu — создание отдельной структурной единицы, которая будет отвечать за глобальный бизнес компании в области IA-серверов. Данное подразделение займется формированием унифицированного продуктового портфеля, реорганизацией мощностей по выпуску серверов с целью снижения производственных затрат, реструктуризацией каналов сбыта в Японии и расширением продаж на развивающихся рынках.

Как свидетельствуют отчеты экспертов IDC, объем японского рынка серверов уменьшается на протяжении последних четырех лет. В 2007-м, например, продажи этого вида оборудования снизились еще на 6% (в денежном выражении). При этом Fujitsu принадлежит пятая часть (20%) рынка, причем основные конкуренты — IBM и Hewlett-Packard — лишь немного отстают от лидера (с долями 19 и 18% соответственно). В условиях падения “домашнего” рынка естественным является стремление Fujitsu к географической экспансии. Инструментом для нее должны стать активы FSC, действующей в регионе EMEA. По статистике IDC, на конец II квартала 2008-го Fujitsu Siemens занимала на соответствующем рынке четвертое место среди поставщиков серверного оборудования (вслед за HP, Dell и IBM).

Источником повышения прибыльности должна стать и деятельность Fujitsu в сфере предоставления ИТ-услуг, подразумевающая в том числе расширение присутствия на глобальном уровне. Ресурсы FSC в области сервиса также должны помочь укрепить соответствующее направление бизнеса Fujitsu. В конце сентября японская компания объявила о пополнении собственного портфеля услуг Global Infrastructure Services, включив в него, в частности, сервисы Datacenter Service (обеспечивает доступ заказчиков к ресурсам фирменных дата-центров) и Desktop Managed Service (поддерживает ПК-оборудование заказчиков на протяжении всего жизненного цикла). К концу 2008 финансового года, который завершится 31 марта 2009-го, в различных регионах мира Fujitsu будет иметь в общей сложности 85 центров обработки данных и 47 служб сервисной поддержки заказчиков.

Интересно, что президент Fujitsu, объявляя о выкупе акций FSC, фактически оставил без внимания бизнес совместного с Siemens предприятия в области настольных и мобильных ПК, а также периферийного оборудования (мониторов). Это, пожалуй, косвенно может подтверждать мнение тех экспертов, которые полагают, что Fujitsu будет готова продать соответствующие активы FSC, по крайней мере ту часть бизнеса, которая связана с потребительским сегментом (сейчас она отвечает почти за треть объема продаж FSC – см. диаграмму). В качестве наиболее вероятного покупателя ПК-бизнеса рассматривается, в частности, китайская Lenovo.

Что касается Siemens, то здесь неопределенностей, связанных со сделкой с Fujitsu, нет: немецкий концерн также стремится к повышению прибыльности бизнеса, однако на этом пути компьютерное направление оказалось обузой, и Siemens намерен сосредоточить ресурсы на таких сферах, как энергетика, промышленность и здравоохранение.

Подводя черту под десятилетней историей совместного предприятия, руководители Fujitsu и Siemens заявили о намерении продолжать сотрудничество в различных технологических областях. Кстати, “родимое пятно” Siemens навсегда запечатлено на ее партнере. Название Fujitsu фактически является аббревиатурой, в которой отражен факт участия Siemens (сочетание “ji”) совместно с Furukawa Electric (“Fu”) в создании в далеком 1923 г. компании Fuji Electric, одного из предков Fujitsu.