На рынке ИТ-услуг появилось некоммерческое партнерство “Астра” (Ассоциация стратегического аутсорсинга), учредителями которого стали компании “Армада”, “Инфосистемы Джет”, КРОК, ОТР, “Россервис”, “Стинс Коман”, “ТесКом” (ГК “Оптима”), in4media и ISG.

Участники проекта отрицают распространившееся мнение о том, что причиной их объединения стал разразившийся финансовый кризис. “Уже приходилось слышать, что кризис собрал ИТ-аутсорсеров в стаю. Кризис тут ни при чем. Впрочем, дождь тоже не считается хорошей погодой, но служит хорошей приметой при начале дела”, — сказал Дмитрий Фишелев, директор по развитию сервисных услуг компании “Инфосистемы Джет”. В то же время в “Астре” считают, что в сложившейся ситуации рынок ИТ-аутсорсинга будет развиваться гораздо интенсивнее, а значит, перед их компаниями сейчас открываются новые перспективы.

Как утверждает новоиспеченный президент “Астры” генеральный директор компании in4media Сергей Македонский, идея объединения стала обсуждаться среди будущих учредителей еще полтора года назад (когда о кризисе никто не мог и подумать). Поскольку влиятельность любой ассоциации напрямую зависит от авторитета ее членов, решено было собрать самых известных игроков рынка, а дальнейшее увеличение состава партнерства осуществлять за счет крупных отечественных поставщиков услуг и системных интеграторов, а также серьезных международных вендоров.

В том, что в рамках “Астры” под одним щитом оказались явные конкуренты, участники проекта не видят ничего удивительного. По их общему мнению, когда рынок совсем молод и мал, развивать и формировать его лучше коллективно. По данным IDC, в прошлом году доля ИТ-аутсорсинга в России составила 12% (532 млн. долл.) от общего объема реализованных ИТ-услуг. С одной стороны, это не так уж и плохо для сектора, который, по оценке заместителя генерального директора компании КРОК Вероники Тарабы, зародился всего лет шесть назад. Но с другой — на Западе масштабы ИТ-аутсорсинга на порядок больше. По информации Forrester Research, объем мирового рынка в 2007 г. вырос на 12% и достиг 476 млрд. долл. Что же отличает рынок отечественный и мешает его развитию?

Именно сейчас, когда для бизнеса актуальны перспективы сокращения штатов и поиск дополнительных возможностей отсрочек платежей, передача непрофильных функций стороннему исполнителю станет для многих компаний выходом из очень непростой ситуации — аутсорсинг позволяет оперативно масштабировать бизнес.

Как считают учредители “Астры”, главные наши проблемы носят системный характер. Само понятие аутсорсинга никак официально не определено, нет четкого перечня ИТ-услуг, не регламентированы методологии их оказания, не проработана схема ценообразования. В результате поставщики и заказчики услуг говорят, что называется, на разных языках.

Недостаток объективной информации порождает недоверие и скепсис в бизнес-сообществе. По наблюдению г-жи Тарабы, на Западе инициаторами передачи непрофильных ИТ-активов на аутсорсинг выступают сами собственники компаний, усматривая в этом явную экономическую выгоду для себя. В России же владельцы фирм опасаются, что привлечение внешних специалистов вызовет утечку информации и нанесет ущерб бизнесу. И многие начальники ИТ-отделов в страхе потерять работу эти опасения руководства развеивать явно не намерены.

Отсутствие правового поля и системы страхования рисков привело к тому, что длительность отечественных контрактов на оказание ИТ-услуг редко превышает 12 месяцев, в то время как на Западе речь обычно идет о соглашениях сроком на 6—7 лет.

С точки зрения членов партнерства, указанные проблемы можно преодолеть только коллективными усилиями ключевых участников рынка. И главными мерами должны стать следующие: продвижение мирового опыта, идей и технологий аутсорсинга среди российских предприятий и организаций, налаживание диалога между различными бизнес-группами, разработка и адаптация существующих методологий и стандартов, подготовка инициатив по изменению законодательства и нормативных актов, формирование системы страхования рисков и правил профессиональной деятельности, а также механизмов обеспечения ответственности в реализации проектов. Для решения этих задач в рамках партнерства уже создано четыре комитета: по исследованиям и аналитике, по стандартам и методологиям, по обучению, по законодательству и страхованию.

Впрочем, несмотря на общественно значимые цели “Астры”, ее учредители вовсе не отрицают, что ими движет стремление заработать на очень перспективном рынке. Как резонно отметил генеральный директор компании “Стинс Коман” Борис Грановский, альтруистов среди них нет.

Члены ассоциации затруднились четко ответить на вопрос, будут ли они участвовать в каких-либо совместных проектах или делить между собой будущих клиентов, а лишь отметили, что их партнерство носит именно некоммерческий характер, а для коллективного бизнеса подобные ассоциации не требуются.

Версия о том, что целью объединения стало желание компаний-учредителей сплотиться для ведения координированной конкурентной борьбы с другими участниками рынка, была однозначно отвергнута. На вопрос, против кого дружим, последовали приблизительно следующие ответы: против псевдоаутсорсеров, дискредитаторов рынка, поставщиков некачественных услуг. А наиболее жестко отреагировал генеральный директор компании “ТесКом” Михаил Брусенцев, заявивший, что дружить они намерены еще и против журналистских фантазий, — тема конкуренции не обсуждалась ни на одном собрании ассоциации; “Астра” не за разрушение, а за созидание.

Также было опровергнуто предположение, что члены партнерства рано или поздно начнут переманивать друг у друга специалистов. За всех отшутился заместитель генерального директора по маркетингу компании ISG Александр Любинский, предположивший, что вербовать кадры они будут в ИТ-отделах заказчиков. При этом, по общему мнению, в текущих условиях проблему рекрутинга вряд ли вообще стоит рассматривать. А вот чем кризисная ситуация хороша, так это тем, что сейчас все бизнес-модели на рынке начнут пересматриваться и, следовательно, концепцию качественного ИТ-аутсорсинга внедрить будет проще.

Впрочем, для “Астры” это не единственный позитивный аспект финансового кризиса. Как считает Сергей Македонский, в период динамичных изменений на рынке, будь то рост или спад, инструмент аутсорсинга оказывается наиболее эффективен и востребован. Его преимущества очевидны и в спокойное время: возможность сконцентрироваться на профильном бизнесе, прогнозируемость затрат, снижение расходов и налогов, повышение прозрачности и безопасности бизнеса, снижение рисков, экономия площадей и территорий, повышение управляемости. (Именно поэтому, как утверждает Александр Любинский, рынок ИТ-аутсорсинга в последние годы рос быстрее ИТ-рынка в целом.) Однако сейчас, когда для бизнеса стали актуальны перспективы сокращения штатов и поиск дополнительных возможностей отсрочек и рассрочек платежей, передача непрофильных функций стороннему исполнителю станет для многих компаний выходом из очень непростой ситуации — аутсорсинг позволяет оперативно масштабировать бизнес.

Таким образом, участники партнерства твердо уверены в том, что темпы роста их сектора рынка должны резко увеличиться, и намерены сыграть в процессе его формирования ключевую роль.