На недавней конференции в Сан-Диего (США) руководители подразделения Imaging and Printing Group (IPG) компании Hewlett-Packard представили промежуточные результаты выполнения принятой в мае 2007 г. стратегии Print 2.0, направленной на развитие принтерного направления, которое по-прежнему остается одним из основных источников прибыли HP. Так, за последние четыре квартала доходы подразделения составили 29,4 млрд. долл., операционная прибыль — 15,4%, доля доходов от продажи расходных материалов — 8%.

Из выступлений руководителей IPG и прежде всего исполнительного вице-президента этого подразделения Вьомеша Джоши следует, что компания старается развивать принтерный бизнес в соответствии как с характерными для всего ИТ-рынка, так и специфическими для отдельных сегментов рынка печати тенденциями. В числе глобальных тенденций, на которые ориентируется компания, были упомянуты, например, рост мобильности пользователей и развитие социальных сетей.

В целом на нынешнем этапе стратегия бизнеса подразделения IPG направлена на перенос акцентов с разработки отдельных устройств на создание комплексных решений, предназначенных для разных категорий пользователей и нацеленных на различные вертикальные сегменты. Компания исходит из того, что к 2010 г. в денежном выражении совокупный объем мирового рынка печати достигнет 265 млрд. долл., причем сегмент корпоративной печати будет характеризоваться наибольшим потенциалом (116 млрд. долл.).

В настоящее время HP может претендовать лишь на часть корпоративного рынка печати (даже без учета того, что на нем, конечно же, действуют и другие принтерные вендоры, которые развивают свой бизнес по тем же законам и предлагают схожие решения, технологии и инициативы), поскольку значительная часть суммарного тиража готовится с использованием оборудования, аналогов которого пока нет в портфеле HP. Однако в ближайшие пару лет компания намерена вдвое увеличить "адресное пространство" для сбыта своего оборудования за счет существенного расширения продуктового ряда (в настоящее время компания располагает здесь 55 печатающими устройствами). Она, в частности, намерена выйти в пятый сегмент устройств печати (по классификации IDC и Gartner, в него входят аппараты со скоростью печати от 70 до 90 стр./мин), а затем освоить и еще более производительные ниши. При наполнении портфеля будут учитываться и другие свойственные корпоративному рынку тенденции: более активное освоение полноцветной печати, переход от использования принтеров к применению многофункциональных аппаратов.

Одно из главных требований, предъявляемых корпоративными заказчиками, — снижение затрат на печать. Достижения этой цели HP добивается несколькими путями, в том числе снижает энергопотребление принтеров (фирменные лазерные устройства последнего поколения потребляют на 40% меньше энергии по сравнению со своими предшественниками) и обеспечивает средства для управления выводом как отдельного печатающего устройства, так и всего установленного у заказчика парка печатающего оборудования.

Стратегия HP на рынке корпоративной печати включает три ключевых элемента: совершенствование бизнес-процессов, управление средой печати, оптимизация инфраструктуры. Развертывание этих компонентов позволяет предприятиям контролировать затраты на печать, добиваясь их снижения. При этом компании могут решать данные задачи самостоятельно или обращаться к услугам провайдеров решений в области печати. В качестве такого провайдера нередко выступает и сама HP. Как сообщил старший вице-президент и руководитель группы LaserJet and Enterprise Solutions Дэвид Мёрфи, спрос на услуги компании, в первую очередь по управлению парком оборудования и его оптимизации, постоянно растет, в том числе из-за постоянного усложнения ИТ-инфраструктуры заказчиков. По информации HP, 35% доходов в сфере аутсорсинга, связанных с печатью при реализации бизнес-процессов, которые основаны на использовании фирменного оборудования и технологий, компания получает от прямых контрактов с заказчиками, и эта доля имеет тенденцию к росту.

Предприятия также заинтересованы в повышении производительности труда своих сотрудников. Причем речь идет не только о потребности в более быстродействующем оборудовании, но и об эффективном использовании самой печати во всей цепочке бизнес-процессов предприятия. Наиболее целесообразным подходом к этой проблеме является создание систем, “специально заточенных” под конкретные вертикальные сегменты. HP постоянно наращивает портфель таких решений (в настоящее время он насчитывает более двух десятков предложений в области здравоохранения, производства, торговли и пр.). Однако некоторые из них не являются универсальными, например учитывают требования американского законодательства.

В целом, компания перестраивает свой принтерный бизнес с учетом необходимости повышения его прибыльности. Это достигается за счет переноса акцента на более дорогостоящее оборудования, расширения пакета управляемых сервисов и решений для вертикальных рынков.

Интересно, что в ходе конференции практически не упоминался наступивший мировой финансовый кризис, хотя и самой HP, и заказчикам компании вряд ли удастся избежать его последствий. Ведь, как считают независимые эксперты, уменьшение объемов печати — это один из традиционных источников экономии предприятий в условиях экономических трудностей.