Попытки создания “вычислительных облаков” на базе патентованного ПО не представляют угрозы для платформ с открытым исходным кодом

Анонс ОС Microsoft для “вычислительного облака”, прозвучавший во время конференции разработчиков Professional Developers Conference, заставил меня задуматься, как будет разворачиваться борьба между открытым и патентованным ПО после его переноса в “облака”.

Было много разговоров о том, что перемещение программного кода с компьютеров, имеющих конкретных хозяев, в виртуальные небеса создаст угрозу для распространения открытого ПО, сделает его существование бессмысленным или прервет дальнейшее развитие, разрушив присущие ему лицензионные ограничения и лишив его нынешних преимуществ.

Сегодня большинство продуктов для “облаков” создается на основе открытого ПО (основные здесь — гипервизор Xen и ОС Linux). И есть мнения, что внутренней угрозой для такого ПО служит тот факт, что лицензии на него, на основе которых используются эти и большинство других компонентов, не требуют наличия провайдеров “облачных” услуг.

Однако по мере развития и совершенствования таких проектов, как Linux и Xen, провайдерам “облачных вычислений”, заинтересованным в расширении своих возможностей с помощью патентованного ПО, придется либо отказываться от усовершенствований, вносимых сообществом Open Source, либо постоянно самостоятельно синхронизировать вносимые изменения с основной линией развития патентованного ПО. В результате “облака” в большинстве случаев будут по-прежнему использовать открытое ПО.

Более интересным представляется вариант, при котором проблемы лицензирования патентованного ПО (особенно касающиеся его передачи третьей стороне и определения интенсивности его эксплуатации) утратят свое значение для конечных пользователей, когда обеспечивающее его работу программные и аппаратные решения будут включены в перечень “коммунальных” услуг.

Независимо от существования “вычислительного облака” при создании новых платформ будет использоваться в первую очередь открытое ПО.

Например, объединив свое ПО с хостингом на основе “облака”, Microsoft сможет предложить своим клиентам более простую схему лицензирования, в которой запутанные модели ценообразования, грубо навязываемые правилами Client Access Licenses (лицензирование клиентского доступа) и им подобными, могут быть заменены определением цен в соответствии с реальным использованием ПО.

Я могу себе представить, что патентованное “облако” Microsoft добьется заслуженного успеха и будет работать на всех уровнях “облачных вычислений”: в любом уголке новых дата-центров корпорации, в сочетании с технологией виртуализации Hyper-V, на платформе Windows Server и на более высоких уровнях, таких как SQL Server Data Services.

Однако вряд ли следует ожидать, что эти достижения вытеснят открытое ПО из “облака” — аналогично тому, как ПО с открытым исходным кодом не заменило собой патентованное в его “родовых владениях”, т. е. на корпоративных компьютерах.

Cегодня, как и прежде, сохраняют значение те реалии, которые побудили компанию Amazon создать свое “облако” на базе Xen и Linux, а не на основе, скажем, VMware и Windows.

Таким образом, ПО с открытым исходным кодом может воспользоваться любой желающий, его ценность не снижается, а наоборот, с появлением каждого нового заинтересованного пользователя возрастает. По этой причине открытое ПО и впредь останется основным вариантом при создании новых платформ и сервисов независимо от того, будут они использовать “облака” или нет.