В Москве прошел V всероссийский форум “ИТ-Госсектор 2008”. Главными заявленными темами для обсуждения стали проблемы взаимодействия госструктур между собой и с населением, подходы к информатизации госуправления, а также вопросы электронной безопасности.

В своих выступлениях докладчики в основном либо делились локальным опытом, либо затрагивали сугубо специфические проблемы, поэтому на данном фоне наиболее масштабно прозвучал доклад начальника отдела реестров, сертификатов, ключей, подписей Федерального агентства по информационным технологиям (Росинформтехнологии) Владимира Голобокова.

Речь шла о работах по созданию Общероссийского государственного информационного центра (ОГИЦ) для межведомственного взаимодействия госструктур и оказания услуг населению на различном уровне. (Росинформтехнологии являются его балансодержателем и оператором.)

Как отметил чиновник, сейчас идет только первый этап работ, заключающийся в законодательном и аппаратном формировании так называемого единого пространства доверия к электронной цифровой подписи (ЭЦП). Если он пройдет успешно, то, по логике г-на Голобокова, рано или поздно по всей стране запустится система электронного документооборота. А оттуда уже рукой подать и до электронной идентификации граждан на основе, как это видится сейчас, единой унифицированной социальной карты, действующей на территории всей страны и оснащенной системой ЭЦП.

Предполагается, что схематично ОГИЦ будет выглядеть следующим образом. Чиновники общаются по закрытому контуру, а для населения организовываются точки доступа, откуда граждане смогут отправлять свои запросы к властям через доверенную третью сторону — электронного нотариуса. Под этим термином подразумевается некая программа, которая при авторизованном доступе к ресурсам органов госвласти станет прикреплять к запросу электронную квитанцию, ставить “штамп” с указанием времени и перемещать заявку в базу ОГИЦ. При получении ответа от чиновника процедура повторится.

Межведомственное взаимодействие при этом будет предельно формализовано. Осуществляться оно станет через ограниченное число уполномоченных лиц в каждой госструктуре (кто-то ставит ЭЦП и переправляет финансовые документы, кто-то — руководящие распоряжения и т. д.). По словам г-на Голобокова, буквально на днях должен выйти приказ Минкомсвязи, в котором будет прописан порядок ведения реестра этих лиц.

Сколько именно таких посредников окажется в каждом ведомстве, пока не ясно. Росинформтехнологии сейчас консультируются по этому вопросу с коллегами, разослав соответствующие запросы во все госструктуры. Как утверждает г-н Голобоков, 70% министерств и ведомств уже ответили, а 63% из них даже смогли предоставить исчерпывающую информацию о том, сколько точек доступа и к каким госорганам им нужно.

База данных ОГИЦ, по замыслу Росинформтехнологий, будет построена по территориально распределенной схеме, как это принято в большинстве развитых стран (в соответствии с законом о защите персональных данных полная информация о человеке не может храниться в одном месте). Правда, планируется создание некой системы резервного копирования. По уверению г-на Голобокова, без нее мы можем когда-нибудь оказаться в ситуации, аналогичной той, что сложилась в США после событий 11 сентября 2001 г. Чиновник утверждает, что под развалинами Всемирного торгового центра были похоронены десятки тысяч баз данных со сведениями о триллионах долларов, которые не могут найти до сих пор. И одна из причин сегодняшнего экономического кризиса кроется как раз в этом.

Владимир Голобоков признает, что многие аспекты создания ОГИЦ еще до конца не ясны, поэтому его ведомство открыто для предложений. А вот что касается одного из главных вопросов, на основе какой инфраструктуры должно формироваться единое пространство доверия ЭЦП, то здесь у Росинформтехнологий сейчас полная ясность. В соответствии с поручением Президента, озвученным им этим летом в Петрозаводске, для данных целей будет использоваться Интернет. Предполагавшаяся изначально схема, по которой должны были создаваться региональные локальные сети с их последующим объединением, оказалась слишком затратной.