Обычно в поле зрения ведущих аналитиков попадают сегменты рынка, уже достигшие достаточно высокого уровня зрелости, что, в частности, характеризуется устоявшимися представлениями о критериях определения продуктов и наличием группы лидеров. Компания Gartner, похоже, решила форсировать события и выступить в роли прорицателя, рассмотрев софтверное направление, которое находится лишь на начальном этапе формирования и которому эксперты компании дали название социальное ПО (Social Software). Как нетрудно догадаться, к этой категории относятся средства, предназначенные для создания социальных сетей и сервисов в стиле Web 2.0 (“Magic Quadrant for Social Software, 2008”).

Социальные сети появились на рынке в виде сервисов для конечных пользователей, при этом собственно технологии их создания были своего рода закрытыми ноу-хау их авторов. Однако по мере роста числа таких сетей возник спрос на соответствующий инструментарий. Поначалу он удовлетворялся поставками средств авторов первых социальных сетей, но потом этим направлением занялись и профессиональные софтверные вендоры.

С точки зрения целевой аудитории социальные сети довольно четко делятся на две категории — публичные и корпоративные (тут можно провести аналогию с интернет- и интранет-системами). Вполне справедливо эксперты Gartner считают, что становление рынка инструментов для социальных сетей связано с реализацией внутрикорпоративных проектов как наиболее массовым направлением (по числу проектов). Однако пока, несмотря на растущий интерес к использованию социальных сетей внутри организаций, предприятия довольно настороженно относятся к их практическому применению из-за возможных проблем с безопасностью, соответствием нормативным требованиям, управлением рисками и т. д.

Gartner признает, что поддержка групповой работы в стиле социальных сетей в компаниях еще не очень распространена. Начальные затраты большинства подобных проектов находятся в пределах 30—70 тыс. долл., используемых на приобретение софта; число пользователей составляет несколько сотен или тысяч человек. Сегодня речь идет об “исследовательской” фазе продвижения данной концепции в корпоративные структуры. Скорее всего предприятия будут делать акцент на применение социальных сетей для взаимодействия с внешними сообществами, и тогда стоимость приобретаемого ПО сразу возрастет до 100—200 тыс. долл. Вполне очевидно, что внутри компаний социальные сети будут пока развиваться как расширение возможностей традиционных методов поддержки групповой работы и управления контентом.

По мнению Gartner, в настоящее время трудно говорить о социальном ПО как об отдельной категории продуктов. На рынке очень мало “чистых” средств для социальных сетей, чаще всего социальный функционал встроен в какие-то традиционные решения. В то же время видна отчетливая тенденция перехода от “точечных” инструментов к созданию интегрированных комплексных пакетов Social Software. В то же время Gartner вводит понятие социального софта, которое подразумевает наличие следующей минимальной функциональности: ·

  • управление пользователями: возможность создавать, модифицировать и изменять учетные записи пользователей; ·
  • профили пользователей: информация о каждом пользователе может быть доступна другим; ·
  • управление ролями и доступом: поддержка нескольких ролей (например, редактор, куратор, модератор), связанных с набором разных прав доступа; ·
  • возможность управления конфигурацией группы, проекта или сообщества: конечные пользователи могут в соответствии со своими правами создавать свои тематические области; ·
  • совместный доступ к документам: возможность загрузки, хранения и распределения документов; ·
  • дискуссионные форумы: поддержка надежной среды для публикации вопросов и ответов, в том числе с использованием вложенной иерархической структуры; ·
  • блоги: функциональность, с помощью которой конечные пользователи могут публиковать тексты, вводимые в интерактивном режиме в хронологическом порядке, и добавлять в них комментарии других участников; ·
  • Wiki: наборы страниц, создаваемых авторизованными группами с поддержкой онлайнового редактирования, отслеживания изменений и создания внутренних гиперссылок.

В своем отчете Gartner не дает каких-либо количественных оценок рынка социального ПО (объемы, темпы роста). В нем приведен лишь традиционный магический квадрант, но, признаться, с весьма необычным расположением на нем большой группы ИТ-поставщиков (см. рисунок), к которому эксперты самой Gartner не дают никаких комментариев. Впрочем, картина тут настолько проста, что мы сможем это сделать сами.

Из графика понятно: рынок находится в начальной стадии формирования. Более двух десятков компаний, среди которых затерялись Google, EMC, Novell, Open Text, сосредоточены в одном квадранте “нишевые игроки”. Лишь три фирмы готовы перейти в разряд “провидцев”. И есть всего пара игроков в статусе “претендентов” — Microsoft и IBM, они имеют реальные шансы перейти в разряд лидеров, квадрант которых пока пуст. Но два — это маловато: известный принцип гласит, что признаком формирования зрелого рынка является наличие не менее трех признанных лидеров.

Но можно уверенно сказать, что на рынке социального ПО в самом недалеком будущем можно ожидать серьезных перестановок сил, в том числе в результате процессов слияния-поглощения. Gartner предсказывает, что в 2009 г. в ее магическом квадранте могут появиться такие серьезные игроки, как Cisco, Oracle, Sun. В отчете Gartner, как обычно, дана краткая характеристика участников рынка. Приведем здесь сведения о тройке наиболее перспективных игроков.

Google ·

  • Достоинства. Google — это очень сильный бренд и очень большая база пользователей. Компания предоставляет бесплатные персональные сервисы, которые могут быть расширены до корпоративных версий. Эти службы включают работу с документами, создание сайтов, поддержку дискуссий и обмен сообщениями. ИТ-инфраструктура Google является образцовой для Web-ориентированных систем. У компании есть мощные R&D-ресурсы, отработанные механизмы для продвижения инноваций и гибкая модель доставки сервисов. ·
  • Предостережения. Компания ориентируется исключительно на модель SaaS, которую многие организации пока не готовы применять. Для корпоративных клиентов требуется более мощная и ответственная техническая поддержка, развитые средства управления социальными взаимодействиями, а также адаптации сервисов к национальной и предметной специфике. Модель взаимоотношений Google с клиентами построена на схеме почтового общения, что недостаточно для предприятий.

IBM ·

  • Достоинства. Набор IBM Lotus Connections включает практически полный набор функциональности для социальных систем. Корпорация предлагает различные варианты развертывания этой системы, в том числе в виде отдельных программных модулей или сервисов. Компания использует Web-ориентированную архитектуру, предоставляя в то же время полный набор API. Для работы конечных пользователей предлагается развитое средство визуализации IBM Atlas for Lotus Connections, а также популярные клиентские средства, такие как Lotus Notes 8, Microsoft Office/Outlook и WebSphere-портал. Lotus Connections вполне готово для масштабного корпоративного развертывания, хотя пока оно известно только клиентам IBM. Корпорация воспринимается рынком как надежный глобальный вендор, который имеет четкую стратегию в отношении развития направления социального ПО и вкладывает в него серьезные инвестиции. ·
  • Предостережения. IBM планирует запустить в работу в январе 2009 г. SaaS-проект Bluehouse (интернет-сервисы офисных приложений, проведения онлайновых встреч и социальных сетей), но ему потребуется время, чтобы получить признание у потребителей. Все социальные решения корпорации базируются на ее традиционной платформе (Domino, WebSphere и DB2), что может не очень понравиться клиентам, которые работают с системами других вендоров.

Microsoft ·

  • Достоинства. Платформа SharePoint позволяет объединить средства структурированного взаимодействия с ключевыми возможностями социального общения. В течение 2008 г. Microsoft активно и успешно продвигала SharePoint (в виде сервисов Windows Server и отдельного продукта) в различного рода проектах, как для внутреннего обслуживания компаний, так и для общения с внешним миром. Компания предлагает отличную интеграцию SharePoint со своими настольными офисными приложениями, почтовым сервером, сервером коммуникаций и онлайновыми сервисами. У нее есть развитая сеть технологических партнеров. Microsoft имеет хорошую репутацию надежного глобального поставщика, отвечающего корпоративным требованиям. ·
  • Предостережения. Партнерская сеть во многом ориентирована на использование исключительно технологий Microsoft, в то время как может потребоваться работа SharePoint в мультивендорном окружении. Более гибкие схемы развертывания ПО Microsoft предлагаются через SaaS-программу Business Productivity Online Suite (BPOS), но ей еще предстоит завоевать признание на рынке. Технологии SharePoint пока вызывают определенные опасения у корпоративных заказчиков в плане их инфраструктурных возможностей (масштабирование, безопасность и пр.). Microsoft имеет некоторые функциональные пробелы в таких средствах, как управление тегами и закладками, социальный поиск и Wiki (хотя некоторые предложения Microsoft доступны как открытые компоненты через ее сообщество).