Представить современную компанию без связи, без скоростных каналов передачи данных просто невозможно. Даже если она локальна и находится в пределах одного города, её сотрудникам как минимум потребуется телефон и доступ в Интернет. Если же речь идет о распределенной структуре, то без широкого спектра дополнительных сервисов и телекоммуникационной инфраструктуры для стационарных рабочих мест и для персонала с мобильными ПК просто не обойтись. Причем все необходимые сервисы можно получить как через одну компанию-оператора, так и с помощью нескольких сервис-провайдеров.

Структура предложений

Выбирая поставщика телекоммуникационных услуг, стоит помнить, что на рынке представлено три основных типа компаний, каждая из которых предлагает свой спектр сервисов для корпоративных клиентов. “Безусловно, — отмечает Александр Овчинников, — компании из различных сегментов отличаются друг от друга основной специализацией в плане предоставления перечня услуг и сервисов, а также применяемой бизнес-моделью ”.

В целом исходя из специфики бизнеса оператора связи сервисные услуги можно разбить на несколько основных групп. Первая — это те, что предлагают телекоммуникационные операторы. Сюда входит предоставление в аренду волоконно-оптических линий связи до московских коммутационных центров ММТС-9 и ММТС-10, аренда виртуальных каналов передачи данных (VPN), помощь в организации канальной инфраструктуры на базе волоконно-оптических линий связи в здании заказчика. А также организация широкополосный доступ в Интернет (как подключение к крупнейшим европейским интернет-операторам через 10 Гбит/с-порты, так и организация “стыков” с российскими провайдерами посредством портов с полосой пропускания от 1 до 10 Гбит/с). Кроме того, клиенту может быть предложен пул номеров для голосовой связи и выделение IP-адресов для офисной телефонии по VoIP.

Активное проникновение услуг связи в бизнес-среду подтверждается цифрами. К примеру, по данным осеннего исследования фирмы “Директ ИНФО” (выборка — 365 столичных организаций), только 15% компаний с численностью персонала до тысячи человек на развитом рынке в Москве не пользуются доступом в Интернет. А вот в организациях со штатом более тысячи сотрудников, напоминает Александра Алексина, проникновение услуг доступа в Интернет уже в 2007 году составляло полноценные 100%. Интересно, что самой популярной услугой телефонной связи для компаний в крупных городах страны является многоканальный номер, — это отметил 31% респондентов указанного выше исследования. Кроме того, среди основных дополнительных сервисов столичные небольшие и средние компании используют “факс на e-mail” (18%), переадресацию вызовов на другой номер на мобильный телефон (16%), перевод звонка на другого абонента группы (16%).

Интересно, что услуги доступа в Интернет необходимы пользователям практически всех классов, именно поэтому данный сегмент рынка ежегодно растет на 20—23%. По оценкам Леонида Гуштурова, общее проникновение услуги “доступ в Интернет” на предприятиях Москвы к концу 2008 года составит 70%. Дело в том, что корпоративный клиент постепенно переориентируется на потребление комплексной услуги, когда по одному каналу ему приходят все сервисы — доступ к контенту веб-сайтов, удаленная работа с базами данных, передача данных между офисами, телефония. Пожалуй, это основное качественное изменение спроса на рынке в целом в последние годы. Кроме того, в Москве VPN используют порядка 7% компаний, причём динамика роста здесь одна из самых высоких — около 19% в год. Этим сегментом постепенно замещается сектор аренды каналов, динамика роста которого за последний год составила всего 2%.

Для компаний среднего и малого бизнеса (СМБ) основными услугами являются телефония и доступ в Интернет. Интересно, что в последнее время заказчики стараются приобретать эти услуги у одного провайдера, отдавая предпочтение комплексному продукту, не требующему специальных знаний для интеграции, настройки и использования. В зависимости от вида деятельности предприятия в крупных городах страны могут различаться объемы потребления таких услуг. Но в среднем (по данным компании “Комкор”) это порядка 20 Гб трафика ежемесячно и два — четыре телефонных номера на четыре — восемь линий.

“В настоящий момент тенденции рынка говорят нам о том, что пользователями востребованы пакетные предложения, или, как мы их называем, готовые продукты, — утверждает Александра Алексина. — Это когда один продукт, будь то Triple Play, “интернет + телефония” или другие пакетные решения, закрывает сразу все потребности клиента в телекоммуникационных сервисах”.

При этом есть такие услуги, использование которых напрямую зависит от величины компании. Это многоканальный номер, конференцсвязь, статистика по вызовам, ожидание вызова, голосовая почта. Чем больше компания, тем вероятнее она будет использовать эти дополнительные сервисы, повышающие управляемость ИТ-инфраструктуры. А вот значимой зависимости между численностью предприятия и использованием услуг “виртуальный номер”, “факс на e-mail”, “просмотр пропущенных вызовов” не выявлено.

Неоднозначна ситуация с конвергентными проектами (интегрированные системы для передачи голоса, электронной почты, мгновенных сообщений и т. д., которые позволяют связаться с любым человеком в любое время и в любом месте, где бы он ни находился). Учитывая, что обмен информацией в данном случае осуществляется по обычной IP-сети в реальном времени с использованием предпочтительных для вызываемого абонента средств (телефон, электронная почта и т. д.), эта услуга, казалось бы, должна быть популярной в мегаполисах, где проблемы с развитой кабельной инфраструктурой вроде бы не существует. Но по мнению операторов связи, из-за низкой осведомленности клиентов она является нишевой: подобные проекты использует всего несколько процентов столичных компаний.

В целом для московских предприятий сектора СМБ наиболее важным критерием при выборе оператора является качество связи (это отметили 51% респондентов), оперативность решения проблем с подключением (37%), уровень технической поддержки (37%) и стоимость услуги (34%). “При этом чем больше компания, — комментирует Александра Алексина, — тем более она требовательна к оценке услуги, предоставляемой провайдером. Предъявляются более высокие требования к качеству связи и технической поддержки, к оперативности работы при устранении неполадок, к соблюдению сроков”.

Примерно аналогичные показатели имеют значение при оценке эффективности интернет-провайдеров: на первом месте является стабильность интернет-соединения (61%), оперативность решения проблем (54%), соблюдение сроков инсталляции каналов связи (45%) и качество технический поддержки (45%). При этом стоимость услуги широкополосного доступа в Интернет находится среди основных потребностей компаний лишь на четвертом месте. Наиболее значимо для них — быстрое и оперативное устранение технических проблем, связанных с функционированием каналов связи, что потенциально может привести к значительным издержкам организации к примеру, от неработоспособности электронного магазина в Интернете. Кроме того, эффективность работы технической поддержки поставщика услуг связи крайне значима для тех компаний, чья деятельность напрямую зависит от непрерывности предоставления услуг.

Вторая группа услуг (ею занимаются хостинговые компании) — это услуги хостинга (базовые и сервисные), с помощью которых можно четко определиться с местом базирования информации (виртуальный хостинг, выделенный сервер, collocation), обеспечить непрерывность бизнеса, восстановление в чрезвычайных ситуациях (резервное копирование и хранение данных, резервный офис, защита информации), а также услуги системного администрирования оборудования, информационных ресурсов клиента, технические консультации. В целом подобные сервисы предлагаются на базе коммерческих дата-центров и предназначены как для обслуживания самих телекоммуникационных компаний, так и для клиентов, у которых есть потребность в услугах аутсорсинга.

К слову, в перечне дополнительных интернет-сервисов (данные исследования “Директ ИНФО”) на первом месте, как и ожидалось, находится антивирусная защита — ее использует 41% опрошенных компаний, и еще 18% корпоративных клиентов планируют заказать эту услугу в дальнейшем. Виртуальный хостинг интересен для 34% организаций (потенциальный рост — всего 2%), а физический — для 29% (планируемый рост — 5%).

В настоящий момент, по мнению Александра Овчинникова, существует несколько основных тенденций в формировании потребностей на услуги хостинга со стороны корпоративных клиентов, причём не только текущих, расширяющих потребление этих услуг, но привлечением новых, которые раньше не использовали дата-центры для размещения собственного оборудования. “Если в былые времена корпоративный сегмент во многих случаях содержал ИТ-отдел для поддержки и развития проектов на собственных территориях, — комментирует г-н Овчинников, — то сейчас компании обращаются за аутсорсингом к хостинговым фирмам”. Это позволяет сократить издержки и получить услугу лучшего качества, поскольку ИТ более активно используются в общей структуре бизнеса.

Весьма востребованным является решение по созданию распределенной сети серверов, способной выдержать значительные нагрузки. Оно может быть необходимо для организации сервисов, связанных с пользовательским контентом, а также тем компаниям, которые поддерживают для внутрикорпоративных нужд проекты, высоконагруженные «тяжелым» контентом (при этом их бизнес может быть и не связан напрямую с Интернетом) — к примеру, видеокурсы для дистанционного образования.

Вообще территориально распределенные предприятия, активно развивающиеся в России и Европе, будут все больше потреблять дополнительные услуги, объем которых в структуре доходов хостинг-провайдеров пока составляет всего 3%. Наиболее интересные сервисы в этой нише — администрирование оборудования, а также аренда ПО и приложений. Данный сегмент имеет очень большой потенциал, поскольку спектр услуг здесь только формируется. К примеру, аренда лицензий (Software as a Service, SaaS) может дать компаниям реальную возможность работы с дорогими ранее недоступными приложениями за счет экономии до 50% в год на их общей стоимости. Кроме того, хостинг все чаще рассматривается в комплексе с каким-либо комплектом сервисов, которые доступны пользователю при заказе того или иного тарифа. Третья группа услуг — это различные варианты managed services (услуги вычислительного центра и хостинга с расширенным обслуживанием систем,), причем портрет компаний, которые осуществляют подобную деятельность несколько размыт. При этом, уверена Елена Нечай, таких компаний в “чистом виде” на территории России пока не существует. “Есть вендоры, которые производят и поставляют оборудование и комплексные аппаратные решения, которые обеспечивают управление телекоммуникационными услугами связи, предоставляемыми конечному пользователю, и при этом имеют определенный набор заложенных функций, — говорит она. — Есть решения и на стороне оператора. Но ведь под понятие managed services подпадает широкий спектр услуг, от управления оборудованием заказчика до управления его корпоративной сетью в целом. А управление может осуществляться как на стороне самого клиента, так и быть предоставлено оператором. Само понятие managed services включает в себя большое количество всевозможных услуг”.

Фактически, утверждают Александра Алексина и Леонид Гуштуров, как таковой конкуренции между этими поставщиками и операторами связи пока не заметно, поскольку заказчикам нет никакого смысла создавать “заплаточную сеть”, когда связь идёт от одного оператора, СКС от другого, VPN от третьего и т. д., проще и дешевле получить все в режиме “одного окна”.

Ставка на VoIP

На сегодняшний момент развитие рынка VoIP — одна из возможных технологий голосовой связи. Для предприятий СМБ, основными потребляемыми услугами которых являются цифровая телефония и доступ в Интернет, при отсутствии АТС это один из самых популярных и реализуемых сервисов. Такая технология востребована и крупными клиентами — но уже при наличии удаленных офисов. Судя по данным “Директ ИНФО”, в крупных российских городах сервисами VoIP активно пользуется 17% корпоративных клиентов и еще 12% планируют организовать подобные каналы связи в самое ближайшее время.

“Ярко выраженной линии в портретах клиентов, использующих VoIP, в настоящий момент просто нет, — считает Александр Коханов. — Это совершенно различные компании, имеющие в своем составе от десяти до пятисот сотрудников и подключенные к Интернету с помощью скоростных протоколов данных. Причём интересуются VoIP-услугой больше молодые и небольшие фирмы, так как у них меньше вложено в инфраструктуру и легче поменять основные технологии голосовых вызовов. Крупные же предприятия делают это более медленными темпами и поэтапно: они понимают необходимость внедрения таких технологий, но стараются максимально эффективно комбинировать новшества с уже имеющимися средствами связи ”.

“Но передача голоса по сетям с пакетной коммутацией, — полагает Елена Нечай, — популярна еще и из-за внешних условий, поскольку большинство разработчиков и производителей оборудования полностью или частично перешли на VoIP в связи с его лучшими возможностями по сравнению с TDM (Time Division Multiplexing). В настоящее время разделять передачу голоса на VoIP и не-VoIP интересно с точки зрения общего решения, установленного у клиента, здесь уже не имеет смысла говорить только о телефонии поверх IP”.

Без сомнения, VoIP — это естественный этап в развитии связи, который постепенно заменяет традиционную телефонию. За счет простоты подключения и использования и благодаря широкому спектру предлагаемого оборудования с его помощью можно реализовать больше возможностей (и гораздо дешевле), чем в традиционной телефонии. К примеру, полноценная офисная АТС, которая поддерживает такие функции, как автосекретарь, очередь звонков, удержание вызовов, АОН, интеллектуальная переадресация, приветствие, голосовая почта и т. п., стоит по меньшей мере 100 тыс. руб. в минимальной конфигурации. В то же время IP-АТС, поддерживающая аналогичный список сервисов и легко настраиваемая через браузер (вот еще экономия — на администраторе системы), кроме всего прочего предоставляет расширенный блок статистики, может обеспечить запись разговоров на жесткий диск компьютера и потребует гораздо меньших затрат: порядка 2—4 тыс. руб. за подключение и 500—700 руб. абонентской платы в месяц.

К сожалению, полный переход на VoIP-технологии — дело далекого будущего, так как повсеместное внедрение сервисов на базе IP тормозится несовершенством сетей широкополосного доступа. Именно поэтому значительная часть компаний на российском рынке предпочитает объединять традиционную и IP-телефонию в конвергентное решение, чтобы, используя преимущества обеих технологий, максимально оптимизировать свои расходы. Кроме того, к таким решениям подталкивают и случающиеся аварии на интернет-каналах доступа, восстанавливать которые провайдер может очень неторопливо, а вот отключения городской телефонной сети на сегодняшний день — крайне редкое явление. “Во многих компаниях уже есть дорогие офисные АТС, в которые были вложены большие деньги, и рачительные менеджеры пока не готовы расставаться с этим оборудованием, — поясняет Александр Коханов. — Поэтому переходить на VoIP проще тем предприятиям, которые открылись недавно и не успели обзавестись тяжеловесной материальной базой”.

Между тем использование VoIP позволяет экономить и на дальних вызовах: если у фирмы есть филиалы в других городах и странах, то внедрение передачи голоса по IP-каналу окупится за очень короткое время. А при установке небольшого программного комплекса появляется возможность обеспечить сотрудников короткими номерами внутри корпоративной сети, переводить звонки на разных специалистов, когда один филиал расположен в тысячах километрах от другого — фактически это несомненно выгодней, чем звонить по межгороду. К примеру, телефонный разговор между двумя столицами у традиционных операторов связи будет стоить как минимум 3,5 руб., по VoIP — не больше 40 коп. А для соединения Москва — Париж ситуация еще интереснее: через традиционных операторов связи не меньше 20 руб., через VoIP — 75 коп. При этом если два офиса, расположенные в разных городах, подключены к IP-АТС с “короткой нумерацией”, то вызовы по VoIP между ними будут вообще бесплатны.

Любопытно, что при внедрении VoIP (полноценном или фрагментарном) в той или иной компании до 80% ее персонала пользуются этим сервисом в рабочее время в офисе с помощью компьютера или IP-телефона, а вечером, в праздничные и выходные дни для некоторых сотрудников идёт переадресация на их обычные мобильные телефоны .

Связь “по воздуху”

Сегодня стал весьма популярным мобильный доступ в корпоративную сеть: в России подобные услуги предлагают операторы “большой тройки” и “Скай Линк”. Потенциальный рынок таких решений — до 20% компаний любого типа, где услуги мобильной связи для работы оплачивает работодатель. Но тут есть свои особенности. Дело в том, что любой клиент оператора сотовой связи с помощью мобильного модема может самостоятельно подключиться через Сеть к своей корпоративной сети и получить как минимум доступ к бэк-офису через веб-интерфейс. Но при этом он будет задействовать общедоступный IP-адрес, который можно атаковать напрямую из Интернета. А вот при подключении специальной услуги оператор гарантирует защиту информации клиента, передаваемой через мобильное устройство. Услуга основана на применении VPN, позволяющей автоматически организовать защищенные каналы через Интернет между маршрутизатором оператора связи и корпоративной сетью. От клиента требуется только настроить на своем шлюзовом маршрутизаторе параметры использования VPN и подписать контракт с указанием реквизитов для соединения с маршрутизатором. В этом случае при подключении мобильного устройства удаленного клиента к корпоративной сети ему присваивается внутренний IP-адрес. Таким образом корпоративные клиенты освобождаются от необходимости устанавливать средства шифрования на каждом мобильном компьютере.

Подобный доступ, как показывает практика, чаще всего запрашивают крупные клиенты — он является частью единой системы доступа к корпоративным ресурсам. “Обычно такие заказчики, — поясняет Елена Нечай, — это крупные компании с разветвленной сетью офисов, где часть помещений не может быть подключена к корпоративной сети по проводным каналам связи. Поэтому их интересуют любые способы защищенного мобильного доступа к этой сети и обеспечение таким доступом всех своих сотрудников”.

“Кроме того, — добавляет Леонид Гуштуров, — подобные услуги бывают востребованы при временной аренде помещения либо когда нет возможности быстро провести проводную телефонию в новый офис. Они пользуются популярностью в территориально распределенных розничных сетях, например, в торговых сетях по продаже цифровой техники. Когда небольшая отдельно стоящая торговая точка может быть расположена в таком месте, куда вести проводную связь долго и дорого.”.