Бывший вице-президент США Альберт Гор, активный пропагандист современных ИТ, заявил, что Барак Обама не смог бы выиграть президентские выборы без Интернета, которым его оппонент почти не пользовался. Интернет серьезно помог в сборе средств через мелкие пожертвования, организацию взаимодействия большой команды и формирование множества групп поддержки. Гор также посулил грядущее рождение Мира 2.0 на базе новых ИТ, включая “облачные” вычисления. Его выступление состоялось на ежегодном саммите по теме Web 2.0, прошедшем в ноябре в г. Сан-Франциско и организованном издательством О’Рейли. Продолжил идею Мира 2.0 и Гэвин Ньюсом, мэр Сан-Франциско. Он полагает, что одной из причин, почему мир не будет таким, как раньше, стал видеохостинг YouTube. Сегодня любое более-менее значимое событие записывается на видео и почти мгновенно становится общедоступным.

Тим О'Рейли, основатель издательства-организатора, в очередной раз взял на себя роль защитника концепции Web 2.0. Он назвал ошибкой позиционирование инновационных проектов в этой сфере как небольших расширений классических рекламных идей. Web 2.0 — это сетевая платформа, и основные преимущества она дает в сфере облачных вычислений и мобильных приложений. Тим напомнил, что еще недавно про Google говорили, что в ее поисковой деятельности нет никакого бизнеса, а планы Microsoft по продвижению ПК на каждый стол не осуществятся, потому что персоналка — это, дескать, игрушка.

Куда идут лидеры

Практически все лидеры рынка активно движутся в направлении новых Web-подходов. Так, в начале следующего года корпорация Microsoft обещает дополнить сервис Windows Live функциями социальных сетей. Он, в частности, охватит 283 млн. пользователей э-почты Hotmail и блогов Spaces. В этой связи несколько странным выглядит недавнее инвестирование этой корпорацией 240 млн. долл. в социальную сеть Facebook (приобретение доли в 1,6%). Эксперты объясняют стремление Microsoft на этом фоне к развитию собственных сервисов недавним заявлением Марка Закерберга, CEO Facebook, о том, что главная цель его сети — рост, а не фокусирование на прибыли. Марк напомнил, что Facebook быстро выросла до 130 млн. пользователей, поддерживает 20 национальных языков и продолжает успешно увеличиваться. Видимо, Microsoft намерена заработать на своих сервисах традиционным путем, не дожидаясь дохода как вторичного эффекта от роста сети.

Пояснил цель покупок таких крупных ресурсов, как Flickr, Del.icio.us и Upcoming.org, и Эскарт Уолтер, вице-президент Yahoo по разработке продуктов для поиска: с помощью приобретенных порталов Yahoo намерена проводить в отношении рекламных брендов единую маркетинговую политику. Но с брендами тоже надо уметь успешно работать. Джэк Клюс, CEO компании Publicis Media Group, осваивающей рекламные бюджеты ведущих мировых корпораций, полагает, что в кризисное время необходимость сохранения популярности бренда становится особо актуальной, а веб-проектам придется отыскивать оптимальный баланс между расходами на качественный контент и доходами от рекламы. Для социальных сетей это особенно важно, потому что, видимо, в силу высокой адекватности их пользователей процент прохода баннера (отношение числа щелчков на баннере к числу его показов) заметно ниже этого процента для других ресурсов, поэтому и эффективность баннерной рекламы ниже. Данный факт отметила Мэри Микер, управляющий директор Morgan Stanley, указав также на неуклонный рост популярности социального веба, онлайнового видео и VoIP-технологий.

Пол Отеллини, CEO Intel, выступил в отношении Web 2.0 с легкой критикой, заявив, что эта концепция действительно предоставляет большие возможности, однако пока не очень понятно, кому конкретно они адресованы. Чтобы соответствующие сервисы стали массово востребованы, они должны быть качественно защищены и хорошо управляемы. В то же время Intel не остается в стороне от общего тренда и намерена, в частности, в рамках модели “Предприятие 2.0” развивать направление корпоративных социальных сетей, нацеленных на белые воротнички. Так, на конференции был продемонстрирован прототип такой сети, упрощающий включение новых сотрудников в корпоративную среду. Отеллини рассказал и о перспективной идее персонального Интернета, базирующегося на технологиях Intel и предоставляющего всевозможные сервисы на мобильные устройства.

В ожидании “облачных” КИС

Самой популярной темой на саммите стали “облачные” вычисления. В их пользу высказывались практически все выступавшие. Падмасри Уорриор, CTO Cisco, уточнила особенности нового подхода: информация в “облаках” отчуждается от устройств и приложений и начинает самостоятельно существовать в глобальном информационном банке в распределенном виде. А Шейн Робисон, CTO Hewlett Packard, позиционировал свою компании как поставщика инструментария “облачным” провайдерам. Он выделил перспективную идею “инфраструктура как сервис” — несмотря на экономию средств, многие компании готовы на дополнительные расходы, если предлагаемые сервисы будут развернуты быстро и “под ключ”.

На “облачную” тему выступали и другие директора: Пол Маритц (CEO VMware), Кевин Линч (CTO Adobe), Марк Бениофф (CEO Salesforce.com), Дэвид Джируард (главный менеджер корпоративного бизнеса Google). Их выступления сводились к теме зарождения нового поколения ПО, в котором лучшие достижения клиент-серверных архитектур усиливаются мощью веб-технологий. Но для его появления требуется хороший инструментарий, ориентированный не только на серверные вычисления, но и на богатый пользовательский опыт и предоставляющий насыщенные графические интерфейсы. Порог вхождения в “облачный” бизнес пока будет высоким, а влияют на его уровень проприетарные технологии. Малым организациям придется подождать, когда появятся эффективные свободные решения и общепринятые “облачные” стандарты.

Тему ПО нового поколения эмоционально развил Марк Бениофф, заявив, что “зрелые ИТ-модели Oracle и SAP возможно уже мертвы”. Марк постоянно вступает в подобные перепалки с коллегами — несколько лет назад он даже грозился уничтожить этих софт-гигантов, а в апреле 2008-го обижался на менеджеров SAP, не выбирающих его платформу в качестве стратегической для направления CRM. Не менее оригинальны и его отношения с Oracle: Бениофф в свое время стал самым молодым в истории этой корпорации вице-президентом и трудился под началом Ларри Эллисона. Последний инвестировал несколько миллионов долларов в проект Salesforce.com, но потом был изгнан Марком из совета директоров. Сам Бениофф много лет успешно развивает бизнес-модель “без софта!” (no software), предлагая систему, доступную из браузера за месячную плату около 100 долл. на пользователя. Видимо, в какой-то степени в пику ему Oracle запустила схожий, но бесплатный сервис FreeCRM.com. Частичное согласие с Бениоффом выразил менее категоричный Джируард, полагающий, что поставщики традиционного корпоративного ПО действительно плохо обучаются успеху веб-приложений и слабо понимают реальные нужды конечных пользователей, которые желают удобных интерфейсов, но приносятся в жертву бизнес-процессам.

На фоне этих споров умиротворяющим стало выступление Ларри Бриллианта, руководителя филантропического проекта Google.org, на который головная компания выделяет 1% с оборота. Он рассказал о ключевых направлениях в его работе: помогать третьим странам в создании веб-структур, упрощающих получение прозрачной информации о деятельности правительства; организовывать раннюю диагностику и профилактику заболеваний с помощью датчиков нового поколения, которые можно в реальном времени подключать к Сети; искать возобновляемые источники энергии, более дешевые, нежели уголь.