Как известно, 1 апреля 2009-го компания Fujitsu Siemens Computers (FSC) станет частью японской группы Fujitsu (см. PC Week/RE, № 42/2008). Недавно в руководстве компании произошли некоторые кадровые перестановки, в том числе добровольная отставка её бывшего главы Берндта Бишофа и уход на пенсию Тони Розвадовски, отвечавшего в течение последних пяти лет за деятельность FSC в странах Центральной и Восточной Европы. Последнего сменил нынешний вице-президент по данному региону Роже Семприни, до этого управлявший бизнесом FSC в Австрии и Швейцарии. Во время своего первого визита в Москву он ответил на вопросы шефа-редактора PC Week/RE Игоря Кондратьева.

PC Week: В чём заключается стратегия FSC на данном этапе?

Роже Семприни: Наша компания начинала свой бизнес в 1999 г. как производитель персональных компьютеров, но постепенно вышла за рамки этой деятельности. С некоторых пор мы приняли стратегию, нацеленную на превращение FSC в провайдера интегрированных ИТ-инфраструктур. Для нас это означает не только поставку продуктов и решений, но и предоставление заказчикам широкого спектра услуг, включая управляемые сервисы, услуги по поддержке ИТ-инфраструктур, в том числе созданных с использованием продукции различных вендоров.

Недавно мы подтвердили свою приверженность принятой стратегии, и в настоящее время основные усилия FSC направлены на её реализацию. Мы намерены, в частности, развивать свои сервисные возможности и перевести некоторые ресурсы из канала дистрибуции и направления потребительской продукции в сегмент, связанный с обслуживанием потребностей корпоративного рынка.

В данный момент мы находимся на разных стадиях реализации стратегии в разных странах. В одних мы уже имеем сильные позиции в сегменте ИТ-услуг, в других, например, в восточноевропейских, это направление еще недостаточно развито.

PC Week: Через полгода FSC войдет в состав Fujitsu. Видите ли вы в связи с этим необходимость корректировки стратегии FSC и приведения её в соответствие с целями и задачами Fujitsu?

Р. С.: Fujitsu всегда рассматривала FSC в контексте долгосрочных инвестиций. Справедливость этого утверждения доказана девятилетней историей наших отношений и последней сделкой Fujitsu с Siemens. Представители группы Fujitsu как акционера FSC всегда входили в соответствующий совет нашей компании, занимавшийся выработкой стратегических подходов к бизнесу. Поэтому я не думаю, чтобы нынешние стратегии Fujitsu и FSC существенно различались.

Для группы Fujitsu, стремящейся стать глобальным ИТ-игроком, значение покупки FSC определяется прежде всего возможностью доступа к европейскому рынку и особенно перспективой выхода на динамично развивающиеся рынки восточноевропейских стран.

Fujitsu заинтересована также во многих наших разработках, например серверном семействе Primergy, которое было создано в Германии. Кроме того, большой интерес Fujitsu проявляет, в частности, к нашим решениям для серверного сегмента и систем хранения, а также к услугам, например связанным с эксплуатацией центров обработки данных. Fujitsu рассчитывает распространять их на своих традиционных рынках — в США, Японии и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

PC Week: Как изменится партнерский канал FSC в связи с предстоящим вхождением вашей компании в состав Fujitsu?

Р. С.: На данный момент мы можем говорить только о планах FSC на предстоящие полгода: мы не ожидаем каких-то существенных изменений партнерской сети, работающей с нами, в том числе и в России, где на данный момент у нас имеется 400 партнеров второго уровня.

Партнерская среда FSC, как и любого другого ИТ-вендора, не является каким-то статическим образованием. Некоторые партнеры могут уходить от нас, но на их место приходят другие, причём это относится не только к партнерам второго уровня, но и к дистрибьюторам. Реселлеры обычно работают одновременно с несколькими поставщиками. И здесь всё определяется взаимной выгодой от совместного бизнеса: если она не достигается, то поставщик и реселлер расстаются.

Мы не думаем, что в связи с перспективой изменения статуса FSC в нашей партнерской сети произойдут какие-то кардинальные изменения. Тем более что до 1 апреля мы не сокращаем маркетинговые фонды.

Учитывая появившиеся в китайских СМИ слухи о продаже фирме Lenovo нашего потребительского направления бизнеса, во время встречи с местными дистрибьюторами я сказал им также, что ПК-направление остается очень значимой частью общего предложения FSC по ИТ-инфраструктуре. Пока у нас нет планов сокращения, закрытия или продажи ПК-бизнеса. Он важен для нас и как средство зарабатывания денег и поддержания общего оборота компании на необходимом уровне, и с точки зрения закрепления позиций на ИТ-рынке (занимаемой доли рынка).

Могу подтвердить официальное заявление Fujitsu, что никаких переговоров с Lenovo по поводу продажи ПК-направления не было.

PC Week: Тем не менее ряд японских экспертов также считает, что после завершения сделки компания Fujitsu продаст ПК-бизнес FSC…

Р. С.: Я так не думаю. Компания Fujitsu сама является производителем ПК и ноутбуков, и покупка FSC поможет ей в наращивании бизнеса на мировом уровне. Крупной ИТ-компании очень важно быть глобальной, если она собирается работать с транснациональными заказчиками. В доказательство этого тезиса могу сослаться на собственный опыт. В Швейцарии мы имеем много глобальных заказчиков. Один из них — крупный национальный банк, имеющий филиальную сеть по всему миру — приобретает у нас Unix-серверы, но не закупает персональные компьютеры для своих региональных подразделений просто потому, что FSC не является глобальным ИТ-игроком (до сих пор такой аргумент затрагивал нашу “болевую точку”). Но с 1 апреля 2009-го этот банк сможет работать с глобальным поставщиком, которого мы — как часть Fujitsu — станем представлять. Естественно, что такое же преимущество получат и российские компании, имеющие филиалы в различных регионах мира.

Добавлю, что с ПК-бизнесом связано большое количество сотрудников нашей компании, в частности 6000 человек только в Германии, поэтому расположенное там производство ПК, например, мы рассматриваем и как некоторую гарантию сохранения рабочих мест.

PC Week: А не возникало ли в связи с этим у панъевропейских структур, отвечающих за развитие ИТ-бизнеса на общеевропейском уровне, желания сохранить FSC, являющуюся последним столь крупным европейским ИТ-поставщиком, именно как европейскую компанию?

Р. С.: Ничего об этом не слышал. Откровенно говоря, лично мне такой сценарий не приходил в голову. Я считаю, что главный вопрос не в том, является ли компания европейской или японской. Для нас важнее вопрос о гарантиях сохранения рабочих мест.

PC Week: А что вы можете сказать о перспективе сборки фирменных компьютеров FSC в России? Будет ли она продолжаться? Эффективна ли она с точки зрения затрат по сравнению со сборкой в странах Юго-Восточной Азии?

Р. С.: Я хорошо знаю вопросы, связанные с производством компьютеров на нашем заводе в Германии. Могу сказать, что в настоящее время себестоимость готового компьютера на 93—95% определяется стоимостью материалов и лишь 5—7% себестоимости приходится на оплату труда работников. Если поставлять в Европу изделия, произведенные в регионе ЮВА, то в числе факторов, определяющих их себестоимость, нужно учитывать, например, затраты на логистику и динамику обменных курсов валют. Порой за то время, пока компьютеры доставляются из ЮВА в Европу, можно потерять больше денег, чем при их производстве в самой Европе. Так что и сегодня нам дешевле производить свои компьютеры в Германии, несмотря на более высокую по сравнению с ЮВА стоимость рабочей силы. Думаю, что это справедливо и в отношении целесообразности нашей сборки в России, а потому мы намерены сохранить её. Хотя, естественно, в конечном счете всё будет определяться спросом на ПК.

PC Week: Но недавно появились сообщения о том, что завод “Квант”, на котором изготавливается в том числе и продукция для FSC, собирается закрыть производственные линии…

Р. С.: До сих пор мы не получали официального извещения о закрытии производства на “Кванте”. Но если мы получим такое извещение, то могу вас заверить, что нам есть куда перенести свое сборочное производство и мы это обязательно сделаем.

PC Week: Какие корректировки FSC вносит в свой бизнес в связи с нынешним экономическим кризисом?

Р. С.: Мы встретили кризис с достаточно прочным финансовым положением: прибыль FSC год от года росла, и у компании имеется приличный объем наличности.

Если говорить только о ПК-рынке, то здесь наблюдается повсеместное снижение спроса на компьютеры как в домашнем (в большей степени), так и в бизнес-сегменте. Это означает, что многие производители компьютеров сильно пострадают от кризиса. Но в первую очередь это случится с компаниями которые поставляют на рынок только персональные компьютеры и ноутбуки..

Нас кризис должен затронуть в меньшей степени, поскольку помимо компьютеров мы предоставляем также решения и услуги. И мы хотим скомпенсировать падение сбыта ПК и другой продукции за счет продажи дополнительных сервисов и решений, причем не столько для поддержания оборота, сколько для поддержания прибыльности бизнеса.

Но нам следует поторопиться с реализацией нашей стратегии, реорганизацией бизнеса с переносом фокуса на бизнес-сегмент и активизацией сервисного направления. Особенно важно это делать в восточноевропейском регионе, в том числе и в России, где наши сервисные возможности еще слабо реализованы.

PC Week: Понятно, что можно скомпенсировать сокращение ПК-бизнеса за счет роста сервисных услуг. Однако в какой степени можно на это рассчитывать? Ведь, как известно, в условиях финансовых трудностей ИТ-затраты становятся для многих компаний одной из главных статей экономии расходов.

Р. С.: Абсолютно верно. Однако те компании, которые думают о своем будущем, даже в кризисное время не могут полностью отказаться от инвестиций в ИТ, без которых современный бизнес просто немыслим. В этих условиях сокращение ИТ-затрат разумнее увязывать с повышением эффективности использования информационных технологий. Мы считаем, что перспективным направлением здесь является концепция управляемых сервисов. Как показывает опыт, предоставление нами услуг, например по управлению системами хранения данных или дата-центром, реально позволяют нашим клиентам снижать собственные ИТ-затраты. А это позволяет рассчитывать на то, что спрос со стороны заказчиков на подобные услуги будет только расти.

PC Week: Спасибо за беседу.