Облачные вычисления пока еще не вышли из пеленок, однако уже начинают играть все более заметную роль в сфере корпоративных ИТ среднего уровня. Свидетельством тому может служить появление все более специализированных конфигураций такой системы.

Концепция облачных (их еще называют утилитарными) вычислений состоит в том, что вычислительные ресурсы, хранилища данных и приложения, размещенные в одном вычислительном центре, предоставляются тысячам, а то и миллионам подписанных на них пользователей. Такое облако общего типа, примером которого являются онлайновые сервисы Amazon EC2, Google Apps и Salesforce.com, называют “публичным” или “общедоступным”, поскольку абонентом предлагаемых сервисов здесь может стать любая компания и даже индивидуальный пользователь.

Частные облачные вычисления имеют одно важное отличие от общедоступных. Хотя в этих небольших облакоподобных ИТ-системах под защитой брандмауэра и предоставляются сходные сервисы, они не выходят за пределы замкнутой внутренней сети. Ими могут пользоваться лишь корпоративные офисы и подразделения, деловые партнеры, поставщики сырья, реселлеры, участники производственной цепочки и другие организации, поддерживающие тесные связи с корпоративным кораблем-маткой.

Совершенно очевидно, что в частных облаках обеспечивается гораздо более высокий уровень защиты в силу их эксклюзивного характера. А поскольку безопасность является краеугольным камнем при обсуждении концепции облачных вычислений в любой компании, то бизнес скорее всего отдаст предпочтение частному облаку.

Подход Dell к частным облачным структурам

Во время обсуждения за круглым столом, которое состоялось на конференции Dreamforce в Сан-Франциско (США), президент Dell Americas Пол Белл рассказал eWeek, что его компания уже включила частные облачные вычисления в свои планы, и у потребителя, по его наблюдениям, просыпается интерес к этому направлению.

“Частные облачные предприятия определенно входят в наши планы. Вместе с такими партнерами, как Rackspace, которые активно работают с небольшими компаниями, мы стараемся использовать эту концепцию в своем хостинге. Отмечаем мы и то, что потребители все чаще начинают сами создавать собственные облачные системы”, — заявил он.

Являясь одним из главных поставщиков оборудования для подобных технологий, Dell развивает, по словам Белла, сразу несколько направлений. “Одной из сфер, где мы можем совместно с Citrix или, скажем, VMware (мы обеспечиваем порядка трети аппаратного бизнеса этой компании) реализовать потенциал частных вычислительных облаков, является серверная виртуализация, — поясняет он. — К тому же наши клиенты активно осваивают технологии наподобие VDI [Virtual Desktop Infrastructure, инфраструктура виртуальных настольных систем], что позволяет им осуществлять виртуализацию клиентов. Так что путей для развития много”.

VDI представляет собой сервероцентрическую вычислительную модель, основанную на старых добрых тонких клиентах. Однако в отличие от своей предшественницы она позволяет системным администраторам и пользователям взять лучшее из двух миров. Такая технология не только даёт возможность хостинга виртуальных настольных машин в вычислительных центрах и централизованного управления ими, но и обеспечивает конечным пользователям полное ощущение работы за обычным ПК.

“Это очень напоминает положение с виртуализацией серверов года три-четыре назад. Технологию уже тестируют, о ней думают, но в производство она еще не пошла. Вскоре, однако, она начнет распространяться очень быстрыми темпами”, — уверен Белл.

В частных облачных вычислениях, похоже, VDI движется тем же путем. Вот только, по мнению Белла, имеющиеся сегодня разнообразные технологии виртуализации клиентов пока еще слишком фрагментированы.

“Мы активно наращиваем свои консультационные возможности, помогаем потребителям разобраться с тем, что они будут делать в вычислительном облаке, — рассказывает он. — Нам приходится отвечать на множество вопросов. Что такое серверная база данных? С какими устройствами должен быть совместим клиент? И так далее, и тому подобное. Совершенно очевидно, что частные вычислительные облака становятся все популярнее у наших заказчиков из соображений безопасности”.

Частные вычислительные облака: всё дело в контроле

Пионерами в области предоставления пространств хранения по заказу стали среди прочих Storage Networks и Sanrise (последнюю приобрела Hitachi). Вот только это направление сильно пострадало в 2000—2003 годах, когда лопнул пузырь интернет-экономики. “Структуры хранения планировалось размещать на площадках таких интернет-провайдеров, как Exodus, -- вспоминает Саджай Кришнан, исполнительный директор фирмы ParaScale, которая поставляет программные средства для облачных хранилищ. — Для этого, как правило, брали большое хранилище вроде тех, что создает ЕМС, делили его и по частям предлагали корпоративным потребителям. Я бы назвал это первым поколением систем облачного хранения”. Однако такой подход не сработал, поскольку, как считает Кришнан, никто не решался приобретать облачное хранилище первого уровня, хотя тогда о вычислительных облаках и речи не шло.

С тех пор сервисы онлайнового хранения данных прошли большой путь развития. На рынке развернулась острая конкурентная борьба между такими компаниями, как Mozy (принадлежит ЕМС), Carbonite, Box.net, Amazon S3, CommVault, eVault из состава Seagate, Iron Mountain Digital и другие. Здесь же застолбили территорию ParaScale, Nirvanix и Cleversafe, ставшие де-факто партнерами тех фирм, которые ориентировались на технологии Web 2.0 и собирались создавать собственные частные вычислительные облака. “Стремление получить личное облако объясняется просто: такое облако находится под полным твоим контролем и надежно защищено, — поясняет Кришнан. — Очень хочется, чтобы оно находилось под охраной твоего брандмауэра, а управляли им твои специалисты”.

Как ни хорош предлагаемый Amazon сервис онлайнового хранения данных Simple Storage Service (S3), из-за огромных масштабов, по наблюдениям Кришнана, его “иногда трясет”. И потребители ничего не могут сделать для устранения таких проблем в разумные сроки. Когда же работа ведется в собственном вычислительном облаке, всегда знаешь, что там происходит.

“Известно, какое ПО развернуто, какие серверы перегружены, — отмечает Кришнан. — То есть под контролем находятся все потенциальные причины неполадок”.

Так когда же корпоративному ИТ-подразделению есть смысл задуматься о создании собственного вычислительного облака?

“Такой момент, думаю, наступает, когда в хранилище скапливается 20—30 Тб данных и этот массив прирастает на 10—20 Тб в год, — замечает Кришнан. — Это нижний предел. Когда данных меньше и растут они не так быстро, вполне можно прикупить какое-нибудь из множества предлагаемых сейчас хранилищ на 12 или 24 терабайта, и этого будет вполне достаточно”.

ПО для облачных хранилищ

“Создать программное обеспечение для облачного хранилища не просто, — предупредил меня Генри Балтазар, аналитик из исследовательской компании The 451 Group, который занимается там системами хранения. — Оно состоит из двух частей. Во-первых, это клиентская часть, то есть приложения. И нужно решать, как ими управлять, как их предоставлять по запросу пользователей. Ну а во-вторых, естественно, серверы. Здесь тоже нужно найти ответы на ряд вопросов. Как обеспечить масштабирование? Где взять достаточно места для хранения? И вот тут-то не обойтись без опыта новых компаний наподобие ParaScale, Nirvanix и Cleversafe, которые создают вычислительные облака второго поколения”.

Высокопроизводительные специализированные системы хранения широко используются в таких государственных исследовательских центрах, как Lawrence Livermore, Sandia и Los Alamos, где для выполнения комплексных исследовательских проектов требуются высочайшая масштабируемость и сверхвысокая пропускная способность. В какой-то степени, по мнению Балтазара, это напоминает частные вычислительные облака, но во много раз бóльшие.

Упомянутые же выше новые компании предлагают инфраструктуру для неструктурированных данных, где очень уж высокая скорость ввода-вывода не нужна. Не требуют такие бизнес-данные и повышенной безопасности — для них гораздо важнее удобство доступа. А небольшое облако начального класса, состоящее из двух-пяти серверов, можно развернуть сравнительно недорого, всего за 10—15 тыс. долл., что хорошо вписывается в бюджет многих компаний средней руки.

“Модель ParaScale создавалась с прицелом на минимальную стоимость масштабирования. Предназначена она для хранения архивов и резервных копий, то есть того, к чему обращаются не слишком часто, — поделился со мной своими мыслями Балтазар. — Но говорят, что к 70% данных никто никогда не обращается. Именно их и нужно переводить в облака”.

Каковы же перспективы частных вычислительных облаков? “Они очень хороши, — уверен Балтазар. — У этой модели обширнейшее поле применения. Каждый день генерируются невероятно большие объемы данных, особенно в потребительском сегменте с его видеоклипами, фотографиями и офисными документами, которые не попадают ни на серверы Exchange, ни на серверы SQL, ни на серверы Oracle. Высокой скорости ввода-вывода они не требуют, главное, чтобы такие данные были доступны”.