И в частных, и в государственных медицинских учреждениях различные отделения и диагностические кабинеты, к сожалению, крайне редко связаны в единую сеть передачи информации. При этом оперативность обмена данными о пациентах и назначенных методах лечения напрямую влияет на скорость принятия решений и эффективность деятельности таких учреждений. В идеале врачи общей практики и врачи-специалисты должны быть доступны в любой момент дежурной смены. Необходимо, чтобы данные о диагностике и программах лечения передавались не с помощью архаичных факсов, а через системы электронной почты, а информация о перенесенных пациентами заболеваниях и проведенном лечении накапливалась в электронном виде, что увеличило бы скорость её обработки и, самое главное, анализа.

Добиться определенного ускорения в принятии решений и повышения их качества можно помимо прочего и с помощью компьютерных устройств и беспроводных сетей, обеспечивающих оперативное взаимодействие сотрудников. Такие решения функциональны и мобильны, а следовательно, могут быть применены в различных ситуациях, возникающих в рабочем процессе.

Позиционирование задачи

В настоящее время на нижнем уровне, куда относится бóльшая часть лечебно-профилактических учреждений (далее ЛПУ), практически нет никакой информатизации. Комплексные информационные системы, объединяющие электронные истории болезни, автоматические лабораторные системы, системы визуализации медицинских видеоизображений есть максимум у 1% ЛПУ. Более того, эти системы, как правило, либо ведомственные, как у Центробанка, Минэкономразвития, МЧС, МИД, либо корпоративные, как у “Газпрома”. И сосредоточены они по большей части в Москве и других крупных городах России. Крупные и средние медицинские учреждения зачастую вынуждены выбирать продукты для своего оснащения самостоятельно, вне общей системы. Между тем практически любая компания-интегратор после краткого обследования ИТ-окружения ЛПУ способна дать рекомендацию о том, каковы могут быть пути расширения коммуникационных возможностей. Без сомнения, при этом важную роль будет играть беспроводная связь: только скоростная передача информации по радиоканалам в состоянии обеспечить медицинский персонал оперативной информацией по вопросам лечения пациентов.

Однако создание полностью беспроводной инфраструктуры для ЛПУ сегодня технически возможно, но практически вряд ли оправданно — речь здесь скорее может идти об использовании беспроводных технологий в отдельных фрагментах медицинских информационных систем (МИС) определенными “вкраплениями”. К примеру, такими, как выносные посты медицинских сестер, кнопки экстренного вызова врача или обеспечение связью медицинского персонала. Обычно подобные решения внедряются в тех случаях, когда прокладка структурированной кабельной сети (СКС) затруднена (скажем, ЛПУ находится в здании, которое является памятником культуры), организация рабочих мест в той или иной части здания носит временный характер или рабочие места не требуют значительного обмена информацией с основным сервером МИС.

Несмотря на разнообразие протоколов беспроводной передачи данных, для обеспечения помещений внутренней связью уже несколько лет применяется весьма распространенное семейство протоколов IEEE 802.11 с индексами b, g, n. На рынке существует значительное количество оборудования, которое совместимо именно с ними, — от встроенных адаптеров связи в ноутбуках до внешних точек беспроводной сети (специальных устройств — хотспотов).

Кроме того, врачам можно выдать персональные устройства с мобильным доступом к информации (электронная история болезни пациента, результаты анализов), полезной при групповых обходах больных. Для этого подойдут смартфоны и коммуникаторы, работающие в современных сотовых сетях GSM/UMTS или CDMA2000.

На эти устройства благодаря мощным процессорам и достаточным объемам памяти могут быть установлены программы для общения по VoIP (передача голоса поверх данных), чтобы пользователи, находящиеся в ЛПУ, осуществляли звонки не через обычную телефонную сеть, а с помощью хотспотов Wi-Fi. Такой вариант обеспечит экономию на звонках по сотовым телефонам при том, что ключевой медицинский персонал всегда будет на связи.

Основные проблемы с беспроводными технологиями внутри современных железобетонных зданий — это неравномерное распространение и затухание радиосигнала. И тут необходимо помнить, что зона уверенного приема у хотспота Wi-Fi составляет примерно 30 метров. Ну а для хорошего приема мобильных телефонов, которые работают в стандарте GSM/UMTS или CDMA2000, можно установить специальные фемтосоты или миниатюрную базовую станцию сотовой связи.

Зоны автоматизации

Центральный участок работы медицинского учреждения, который может быть автоматизирован с нуля, — это регистратура, уверена Наталья Мистюкова, менеджер компании Avaya по развитию решений для среднего и малого бизнеса. “Дело в том, что сотрудники этой службы работают с клиентами не только лично, основная масса пациентов предпочитает записаться на приём к врачу или получить другую информацию именно по телефону, — отмечает она. — Таким образом, часть регистратуры работает как call-центр. Если объединить её с цифровой АТС, то можно сделать, например, так, чтобы автоматически открывалась карточка пациента при его звонке с мобильного телефона (система сама определяет номер абонента, который осуществляет вызов). Это значительно сократит процедуру записи”.

Отметим, что наиболее полной интеграция станет после того, как ЛПУ создаст персональный веб-сайт, где кроме общей информации будет предоставлена возможность (для зарегистрированных пациентов) записаться на приём через личный кабинет. В этом персональном разделе помимо прочего может размещаться персональная история обращений к врачам, результаты анализов и т. д. — то есть полноценная медицинская карта в электронном формате. Доступ к такой карте имеет не только пациент, но и врачи-специалисты, которые могут обращаться к ней с мобильных ПК и с сотового телефона (это стандартная услуга для пациента во многих столичных коммерческих ЛПУ).

Такое решение под названием “Система Витакарта” внедрено, например, в Казани — в его задачу входит оптимизация работы районных поликлиник и контроль качества проведённого лечения. Благодаря автоматизации у руководителя учреждения всегда под рукой отчётные данные для принятия правильного управленческого решения: каждому пациенту присвоен ключ доступа к его персональному медицинскому файлу (в дальнейшем данный ключ будет иметь вид пластиковой карты). С помощью доступа через Интернет или путём ввода в систему исходных данных о пациенте -- скажем, фамилии -- можно сразу записаться к врачу-специалисту или участковому терапевту. На компьютере врача появляется та же информация, так что он знает, кто придёт к нему на приём.

Вместе с этим для медицинского персонала, ведущего приём больных, и медсестёр, исполняющих назначения, необходимы специфические виды техники, коренным образом отличные от обычного блокнота и ручки, уверен Андрей Харитонов, менеджер по развитию беспроводных технологий Cisco. Таких сотрудников целесообразно обеспечивать переносными устройствами (нетбуки, интернет-планшеты, Wi-Fi-трубки с предустановленным специализированным ПО), которые получают основной объем информации по беспроводным каналам связи. Практикующие врачи, как правило, пользуются обыкновенными настольными ПК, позволяющими работать с таблицами и большими массивами данных, но не требующими мобильности сотрудника, — вот их можно подключать по кабельным каналам связи.

Кроме того, говорит Наталья Мистюкова, для медиков очень важно постоянно быть на связи — к примеру, дежурного врача в любой момент могут вызвать в приемный покой. Поэтому часто даже в фрагментарных беспроводных решениях используют конвергенцию: программируя цифровую АТС, установленную в ЛПУ, можно “объединить” мобильный аппарат со стационарным (который стоит у врача в кабинете). После такой настройки у врача появляется возможность (к примеру, с мобильного терминала, который работает как в стандарте DECT, так и через Wi-Fi или в GSM и Wi-Fi) не только отвечать на звонки, но и создавать конференции (одновременный разговор с несколькими абонентами) непосредственно с мобильного терминала. Эту возможность дает офисная телефонная станция, а мобильный телефон управляет ею удаленно через специальное меню в смартфоне или коммуникаторе.

Интересный участок для автоматизации — мгновенная связь между врачами в условиях стационара. Казалось бы, банальная процедура: необходимо сделать УЗИ внутренних органов или рентген. Сейчас это происходит по стандартной схеме: пациента отправляют к врачу-специалисту, потом он ждёт снимок и описание, которые ему распечатывают, далее экспресс-осмотр у врача-специалиста и путешествие со всеми заключениями обратно к тому врачу, который направил его на эти процедуры. Между тем будь в медицинском учреждении сегмент беспроводной сети для скоростного обмена данными (к примеру, протокол IEEE 802.11n практически не уступает в скорости обычной СКС с Ethernet-каналами), уже в ходе обследования к наблюдению в режиме реального времени могли бы приступить лечащий врач и консультант, задачей которого является помощь в интерпретации снимка. Причём каждый из них — не покидая своего рабочего места; а направить пациента на исследование можно было бы во время планового обхода с помощью мобильного коммуникатора — выбрав его личную медицинскую карту и поставив соответствующие назначения. Для вывода снимка можно использовать отдельный монитор высокого разрешения и ещё один — для видеосвязи.

А ещё, как отмечает Андрей Харитонов, передача данных по IP-протоколу может использоваться для удалённого мониторинга состояния больного, находящегося на амбулаторном лечении (т. е. дома с периодическим посещением врача). В настоящий момент уже существуют медицинские средства, например электронные тонометры, позволяющие передавать результаты измерений через Интернет, — при этом у больного из всего оборудования только небольшой прибор, снимающий показатели, куда встроен беспроводной мобильный модем для передачи информации. Вместе с этим значительную востребованность получают системы видеонаблюдения за состоянием больного, а также камеры базопасности для контроля общественных помещений в больницах (холлов, регистратуры) — чаще всего это можно организовать с помощью камер, поддерживающих передачу информации по Wi-Fi: поскольку у них отсутствует привязка к кабельной инфраструктуре, их можно устанавливать очень оперативно.

Помощь на расстоянии

Одну из самых острых на сегодня проблем представляет автоматизация фельдшерских и врачебных бригад скорой помощи. Наиболее проработана в этом смысле ситуация в частных службах, а также на центральных подстанциях в крупных городах страны. Однако какого-либо стандартного минимума по телекоммуникационному и ИТ-оснащению даже в этом случае нет: для передачи информации используются только рации и сотовые телефоны. А между тем таким бригадам как минимум необходимы GPS/Глонасс-навигаторы, которые обладали бы возможностью получать данные о загрузке автомагистралей для выбора самого быстрого маршрута.

Кроме скоростной доставки врачей к пациенту существует еще два немаловажных фактора — полная информация о заболевании больного, получаемая в превентивном режиме, а также информирование специалистов стационарного ЛПУ о состоянии пациента в момент его транспортировки в госпиталь. Вполне вероятно, что кроме транкинговой связи и переносных раций основным устройством у врачей скорой помощи будет нетбук со встроенным либо внешним мобильным модемом для UMTS-, CDMA2000- или мобильной WiMAX-сети, а салон машины может быть оборудован одной-двумя миниатюрными камерами и мобильным модемом для передачи видеокартинки и данных телеметрии больного (пульс, дыхание, введенные препараты и т. д.). Однако для этого необходимо, чтобы электронная история болезни пациента была доступна любому ЛПУ региона, а в перспективе и всем ЛПУ страны и её можно было переслать экипажу скорой помощи, а от экипажа принять информацию о состоянии больного (нужны плазменные экраны для видеосвязи в комнате дежурных врачей). Отметим, что многие бригады столичных подстанций скорой помощи оснащены беспроводными коммуникаторами компании HP, с помощью которых производится автоматическое заполнение карты вызова, но все действия по направлению больного в тот или иной стационар решаются по рации — автоматизация фрагментарна.

К сожалению, внедрение беспроводных решений для ЛПУ сейчас находится в ранней стадии развития. Число активных мобильных пользователей в этой сфере пока крайне невелико, но потенциал роста огромен. Главное, что во многих ЛПУ не сформирована стратегия “мобилизации” при том, что есть ощущение ее необходимости, да и возможности для этого уже существуют.