В преддверии объединения 28 региональных операционных компаний “Скай Линк” в бизнес-единицу “Скай Линк Регионы” руководство оператора рассказало о стратегии развития и оптимизации бизнеса на будущий год. Кроме формирования единого оператора на базе множества дочерних юридических лиц, основное направление развития предприятия связи, обслуживающего 960 тыс. абонентов в 32 субъектах РФ (рост 130% с декабря 2007 г.), — увеличение доли услуг беспроводного Интернет-доступа в ARPU абонентов. Без сомнения, в компании усиливается желание изменить структуру предоставляемых услуг — в будущем году беспроводной ШПД станет основным сервисом, а голос — дополнительным.

Как отмечает генеральный директор “Скай Линка” Гульнара Хасьянова, т. н. “индекс инноваций” уже сейчас составляет половину среднего чека абонента (примерно 12,5 из 25 долл. в среднем по стране) и продолжает расти. При этом две трети транспортных каналов беспроводной сети оператора, которые полностью оснащены поддержкой скоростного протокола EV-DO Rev. 0 или Rev. A, в настоящий момент отданы под передачу данных. Это вполне закономерно — до 80% в общем объеме продаж абонентского оборудования “Скай Линка” составляют USB-модемы для мобильных ПК и стационарных рабочих станций. В отсутствие сетей 3G в столице от операторов “Большой тройки” оператор “Скай Линк” пока является единственной компанией, которая может обеспечить беспроводной доступ в Интернет со скоростью от 600-700 кбит/с. В Санкт-Петербурге ситуация уже меняется — сети третьего поколения там запустили все операторы связи, поэтому ценовая конкуренция высока. Но пока ежемесячный объем данных, загружаемых абонентами “Скай Линка”, продолжает расти и составляет на конец года 323 Мб, против 200 Мб на начало третьего квартала.

Интересно, что кроме продаж тарифных пакетов и оборудования в своих офисах и независимых торговых сетях, “Скай Линк” активно продвигает “коробочные решения” в супермаркетах бытовой техники, а также через экзотические каналы продаж — к примеру, в Северо-Западном регионе у компании хорошо идут продажи на бензоколонках. В ближайшее время ожидается и совместный проект с “Почтой России”, в рамках которого определенные коробочные решения, среди которых есть как комплекты для подключения мобильной передачи данных и стационарного телефона, а также системы видеонаблюдения, будут продаваться в отделениях связи. Всего число таких решений достигает 64 — они похожи по типу, но отличаются по включенным туда тарифным планам.

Ожидают своего развития и конвергентные проекты с различными МРК “Связьинвеста” — в “Скай Линке” хотят предлагать абонентам в едином пакете мобильный и фиксированный доступ в Интернет, а также большие пакеты голосового трафика. Совместный проект с “ЦентрТелекомом” в ЦФО уже запущен, но говорить о его успешности пока преждевременно. Кроме того, для обеспечения разумного спроса операторам фиксированного доступа придется подрегулировать свои тарифы на фиксированный Интернет-доступ — в настоящий момент они чрезмерно велики.

Интересно, что “Скай Линк” готов предоставить ресурсы своей CDMA-сети и для виртуальных операторов, юридическая база для деятельности которых должна быть принята регулирующими органами в самое ближайшее время. Дело в том, что у компании образовались свободные ресурсы — потребление голосового трафика абонентами за 2008 год сократилось на 17%. “Это вполне естественно, — отмечает г-жа Хасьянова, — поскольку мы отдали значительную часть ресурсов сети под передачу данных и практически никак не рекламировали голосовые услуги”. Кроме ресурсов сети “Скай Линк” готов предложить MVNO-операторам несколько свободных коммутаторов и долю трафика в будущих GSM-сетях, лицензии на которые компания получила в этом году. Видимо, строить новые сети только для передачи голоса в одиночку “Скай Линку” не по силам.