В Научно-исследовательском вычислительном центре МГУ им. М. В. Ломоносова завершились приемочные (государственные) испытания суперкомпьютера “СКИФ Т-60” (“СКИФ МГУ”), разработанного в рамках программы Союзного государства России и Белоруссии “СКИФ-ГРИД”. Испытания в целом прошли успешно, и с некоторыми замечаниями и рекомендациями кластер был официально принят заказчиками — Министерством промышленности, науки и технологий России и Национальной академией наук Белоруссии.

С технической точки зрения это мероприятие носило сугубо формальный характер — эксплуатация суперкомпьютера началась еще весной, когда он продемонстрировал пиковую производительность 60 Тфлопс и Linpack-производительность 47,17 Тфлопс, что позволило “СКИФ МГУ” занять 22 строчку в июньском международном рейтинге Top 500 (в текущей редакции место уже скромнее — 54 строка). При этом КПД системы составил 78,6%, и это оказался самый высокий показатель эффективности среди всех систем первой сотни Top 500, построенных на базе четырехъядерных процессоров Intel Xeon.

Несмотря на сомнительную актуальность, прошедшее мероприятие все равно можно рассматривать как весьма важное событие, правда скорее политического характера. По словам научного руководителя “СКИФ-ГРИД” от России, директора Института программных систем РАН Сергея Абрамова, окончательного решения о продолжении финансирования программы пока нет. Так что нетрудно догадаться, какие последствия могла бы иметь неудовлетворительная оценка приемочной комиссии.

Сейчас г-н Абрамов склонен считать, что ситуация все же станет развиваться по оптимистичному сценарию, и его коллективу разработчиков удастся реализовать весьма амбициозные планы по созданию так называемых систем класса N (первая десятка суперЭВМ планеты).

В этой связи стоит отметить, что аппетиты “СКИФ-ГРИД” продолжают расти. Если еще полгода назад участники проекта говорили о перспективах построения машины мощностью 500 Тфлопс, то сейчас речь идет о преодолении петафлопсного рубежа и даже создания кластера с производительностью 5 Пфлопс. (При оперативном решении финансовых вопросов г-н Абрамов пообещал полупетафлопсную систему ввести в эксплуатацию уже в следующем году, а петафлопсную и 5-петафлопсную машины собрать к 2010 и 2012 гг. соответственно.)

В какие суммы могут обойтись эти проекты, сказать сложно. Для примера, на “СКИФ МГУ” было потрачено 230 млн. руб. Из них 100 из бюджета Союзного государства, а 130 составили собственные средства МГУ.