Аналитики Digitimes считают, что несмотря на небольшую прибыль от реализации нетбуков в сравнении с другими мобильными ПК ведущие компании-вендоры получают от активности на рынке этих суперпортативных ноутбуков значительный рост продаж, что превосходит все возможные негативные последствия для остальной продукции компаний. Особенно хорошо себя чувствуют компании Acer и Asus, которые, согласно данным ABI Research за III квартал 2008 года, занимают 38,3% и 30,3% рынка нетбуков соответственно. В этом году Acer увеличила поставки таких устройств на 53%, а Asus — и вовсе на 135%. Конечно, в прошлые годы такой рост мог вызвать только осторожный оптимизм, но на фоне финансового кризиса это считается крайне хорошим результатом. При этом ожидается, что оба производителя будут и в будущем поддерживать подобные темпы и контролировать через двенадцать месяцев не менее 67% рынка (сейчас — 68,6%), а до 2012 года рынок нетбуков в целом будет прибавлять по 140% ежегодно.

Безусловно, основные технические показатели нетбуков в будущем немного изменятся. Судя по исследованиям Digitimes, основное недовольство пользователей вызывает небольшой экран, за которым сложно работать продолжительное время. Скорее всего, доминирующим размером станет 10,2 дюйма, экраны с такой диагональю встречаются во все большем количестве новых моделей. Вместе с этим, для увеличения срока автономной работы, большинство производителей рассматривают возможность увеличения емкости стандартных батарей, поставляемых с компьютерами — это, конечно, несколько увеличит их массу (сейчас — около 1кг) и стоимость, но сохранит значимые различия с “обычными” мобильными ПК аналогичной весовой категории. Кроме того, значительно большим спросом будут пользоваться нетбуки со встроенным жестким диском, а не SSID-накопителем: 8—20 Гб емкости SSID-накопителей (стандартный размер для большинства моделей нетбуков) пользователям не хватает.

И производители ПК, и производители микросхем традиционно считали рынок нетбуков дополнительным, без серьезных перспектив по отношению к другим мобильным ПК (к примеру, MID, развитие которых “продавливает” корпорация Intel). Но оказалось, что продукт, разработанный для студентов и школьников, пользуется повышенным спросом и у других категорий пользователей, многие из которых “мобилизуются” впервые. И выбор таких покупателей все чаще приходится на компактные и дешевые нетбуки.

Свое влияние на этот рынок оказал и мировой финансовый кризис — однако совсем не в сторону его уменьшения, а совсем наоборот: бурного роста. Пользователям психологически проще решиться на покупку устройства переходного класса, цена которого составляет в среднем 300-400 долл., чем выкладывать на треть больше денег за функциональную рабочую станцию и вдвое больше для получения полноценного мобильного ПК. Тем более что по внешнему виду нетбук похож на обычный ноутбук (разницы между этими классами большинство просто не улавливает), а стоит много дешевле.

Как ожидается, за счет роста рыночной ниши нетбуков некоторые производители мобильных ПК смогут нивелировать свои потери от падения спроса на другую технику из своих торговых линеек, что позволит им если и не получить фантастическую прибыль, то хотя бы не останавливать заводы и сокращать персонал. По нынешним временам и это — немало.