С того времени, как электронные социальные карты начали входить в жизнь наших соотечественников, минуло уже несколько лет. Но именно текущий год, похоже, войдет в историю как отправная точка перехода от локальных экспериментов на данном поприще к полномасштабному внедрению универсальных карт на всей территории страны.

Впрочем, наиболее вероятные подходы чиновников к решению задач в рамках этого проекта, как водится, устраивают не всех.

“Добро” президента и конференция “Систематики”

Общие перспективы для отечественных льготников стали ясны после прошедшего в Петрозаводске июльского выездного заседания президиума Государственного совета “О реализации стратегии развития информационного общества в Российской Федерации”. Во-первых, по его итогам президент РФ Дмитрий Медведев определил внедрение социальных карт как одно из ключевых направлений автоматизации в социальной сфере. А во-вторых, на заседании прозвучало обратившее на себя внимание выступление губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина. Дело в том, что с позапрошлого года в подведомственном ему регионе совместно с Минкомсвязи реализуется пилотный проект “Социальная карта гражданина”. Эта карта кардинально отличается от ныне существующих российских аналогов тем, что в ней используются определенные министерством базовые технологии, которые позволят в дальнейшем обеспечить ее хождение в других областях страны. Карта будет снабжена чипами с идентификационными данными гражданина (фамилия, имя, отчество, группа крови) и перечнем предоставляемых ему льгот. В нее также планируется включить банковские приложения, данные департамента социальной защиты и фонда обязательного медицинского страхования. Но главное — в ней будет реализована технология электронной цифровой подписи (ЭЦП).

По всей видимости, идея межрегиональной легитимности понравилась новоизбранному президенту. Во всяком случае, в своем заключительном слове на заседании Дмитрий Медведев призвал других губернаторов обратить внимание на открывающиеся перед ними перспективы и выразил надежду, что с ними удастся договориться о правилах будущего использования универсальных карт. Более того, как выяснилось позже, президент дал конкретное поручение Минздравсоцразвитию разработать организационные мероприятия по созданию так называемой унифицированной социальной карты.

О последнем факте заинтересованная общественность (в данном случае представители регионов) в подробностях смогла узнать на прошедшей в конце октября тематической конференции, проведенной “Систематикой” в Тверской (что понятно) области. Эта компания позиционирует себя как системный интегратор федерального масштаба, поэтому подобные мероприятия, получившие название “Современные задачи информатизации сферы социальной защиты населения в регионах России”, организовываются ею уже третий год подряд. И именно в этот раз ключевой темой конференции были определены вопросы, связанные с социальными картами.

Как отметил в своем выступлении начальник информационно-аналитического отдела Департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы Минздравсоцразвития Георгий Радзиевский, его ведомство с недавних пор отвечает за создание единой информационной системы в области здравоохранения и социального развития страны. И в этой связи в министерстве был создан Департамент информатизации, который возьмет на себя организационные функции по данному проекту. Его финансирование должно начаться в конце текущего года и будет рассчитано на трехлетний период.

По словам г-на Радзиевского, возникновение нового подразделения напрямую связано с двумя поручениями президента. Первое из них уже было упомянуто выше (предложение конкретных шагов по его исполнению министерство планирует представить правительству до конца года). Второе же касается необходимости создания легитимной персонифицированной системы учета медицинских услуг. В Минздравсоцразвитии сейчас эти две задачи считают взаимоувязанными и надеются, что электронные идентификаторы личности для медицинской и социальной сфер удастся совместить в рамках одной карты.

Проблемы и перспективы

Несмотря на вполне ощутимый оптимизм Минздравсоцразвития (г-н Радзиевский был уверен, что даже в условиях кризиса правительство примет обоснования для “достаточно серьезного” финансирования проекта), конференция “Систематики”, собравшая представителей 54 регионов страны, выявила ряд острых вопросов.

Как отметили участники, сейчас совершенно непонятно, в какой мере будет использован опыт, накопленный на местах, и можно ли будет в принципе уже созданные системы региональных социальных карт объединить в единую инфраструктуру. Даже тверскому проекту при ближайшем рассмотрении путевка в жизнь отнюдь не гарантирована. Внедрение социальной карты в области рассчитывают завершить в 2010 г., и лишь тогда станет ясно, насколько действительно целесообразно тиражировать этот локальный опыт на всю страну. (В октябре в Твери было выдано всего 12 экспериментальных карт, к концу года это число должно возрасти до 500.)

Существуют регионы, где сходные технологии обкатываются несколько лет, и об их эффективности уже вполне можно судить. С точки зрения руководителя направления по развитию в социальной сфере компании “Систематика” Максима Украинца, наибольших успехов сейчас удалось достигнуть в Ханты-Мансийском автономном округе (в Югре) и в Самарской области, где, кстати, тоже экспериментируют с технологией ЭЦП. Однако и у администраций этих областей нет твердой уверенности в завтрашнем дне. Минздравсоцразвития явных авансов никому не раздает. На вопрос представительницы Самары о перспективах интеграции г-н Радзиевский ответил лишь в том смысле, что ни у одного из регионов руки не связаны, и все желающие смогут принять участие в будущих тендерах и конкурсах его ведомства.

Еще один болезненный вопрос предстоящего проекта касается принципа организации его инфраструктуры. Если льготник будет свободно перемещаться по стране, то для автоматического учета всех полученных им услуг потребуется масштабная сеть передачи данных. Заместитель председателя Фонда социального страхования (ФСС) России Сергей Ковалевский предлагает создавать ее на основе территориально распределенной базы данных. В качестве примера он привел успешно работающую сеть своего фонда и настаивает на том, что принцип ее устройства в условиях российской действительности разумной альтернативы не имеет. По его словам, если использовать другую архитектуру, основанную на ЦОДах, то система просто не сможет работать: время прохождения запрашиваемой информации будет измеряться месяцами. При этом г-н Ковалевский почти уверен, что именно второй вариант в итоге и будет реализован по причине сложившейся в нашей стране некой порочной практики. По его мнению, у нас сейчас есть ряд федеральных и региональных структур, которые оторваны от реальных задач обслуживания населения, но тем не менее стремятся задавать на этом поле векторы развития и внедрять свои технологии.

Как я позже выяснил из общения с участниками конференции, по всей видимости, эти выпады в первую очередь относились к Федеральному агентству по информационным технологиям (ФАИТ), у которого с ФСС сложились достаточно напряженные отношения. Злые языки даже склонны были считать, что представители ФАИТ, чье участие в конференции изначально было заявлено, проигнорировали мероприятие, чтобы не вступать в полемику с сотрудниками ФСС.

Впрочем, когда месяц спустя на московском форуме “ИТ-Госсектор 2008” я имел возможность пообщаться с начальником отдела реестров, сертификатов, ключей, подписей ФАИТ Владимиром Голобоковым, выяснилось, что формально позиция его ведомства мало отличается от позиции ФСС. По его словам, в агентстве давно уже отказались от идеи собирать все данные социального характера в едином ЦОДе, так как теперь подобная практика входит в противоречие с законом о защите персональных данных (полная информация о человеке не может храниться в одном месте). Правда, схема, которую ФАИТ предлагает для реализации, включает некую систему резервного копирования (по сути, тот же ЦОД), да и г-н Радзиевский на конференции заявлял, что Минздравсоцразвития склоняется к использованию зарубежного опыта, опять-таки подразумевающего создание ЦОДов.

Чем закончится эта увлекательная межведомственная дискуссия, вскоре узнаем. Хотя уже сейчас ясно, что какую бы инфраструктуру ни начали создавать чиновники, им придется решить несколько принципиальных задач, главной из которых можно считать разработку системы электронного документооборота. Ни для кого не секрет, что пока ЭЦП ставить по большому счету некуда. Закона об электронных документах нет, что уже приводит к забавным казусам. Так, в Югре льготники могут полностью взаимодействовать с аптеками, используя информационные киоски, однако рецепты на лекарства все равно выписываются на бумаге.

Еще одним проблемным нюансом наверняка станет тот факт, что при построении инфраструктуры социальной системы придется учитывать заданный президентом страны вектор в направлении перевода всех госструктур на свободное программное обеспечение. И задача эта весьма не простая по той причине, что в настоящий момент чиновники все еще используют ПО лицензионное.

Ну и последний важнейший аспект, смущающий многих экспертов, — узость подхода к самому понятию социальной карты. В настоящий момент большая часть ведомств воспринимает ее исключительно как технологию для льготников, в то время как потенциал этого инструмента с точки зрения общей социальной политики государства гораздо шире. Как отмечает Сергей Ковалевский, оплата услуг транспорта или ЖКХ — это ничто. В полноценной карте должны быть заложены возможности получения всех видов услуг и осуществления всех видов выплат, которые могут быть востребованы в социальном государстве. И тогда перед ведомствами откроются обширные перспективы проведения самого глубокого анализа социально-экономической ситуации в стране и последующего выстраивания адекватной политики управления.

Причем система в этом случае будет иметь и обратную связь — станет возможным отслеживать не только, кто конкретно услугу получил, но и кто именно занимался ее оказанием. А ведь это как раз то самое повышение прозрачности государственного аппарата и снижение уровня коррупции, о которых так часто говорит новый президент страны.

Сомневаться в целесообразности расширенного подхода к социальным картам, наверное, смысла нет. Поэтому остается лишь надеяться, что намеченное внедрение льготных карт рано или поздно все же станет основой для распространения полноценных электронных социальных карт гражданина по-настоящему технологичного (инновационного, если угодно) государства.