Первые месяцы работы в условиях мирового экономического кризиса добавили опыта телекоммуникационным операторам. Все серьезные игроки рынка занялись уточнением тенденций развития отрасли, выявлением новых парадигм и созданием на их основе своих антикризисных планов. Выяснилось, что даже в таких непростых условиях открываются новые возможности для компаний с диверсифицированным бизнесом, сбалансированным деловым портфелем и гибким управлением издержками.

При этом отечественные фирмы не только следят за мировыми трендами, но и успешно анализируют собственные показатели. На одной из последних конференций по связи некоторые докладчики продолжали по инерции твердить о бесперспективности фиксированной связи и ее замещении сотовой. Но, похоже, кризис ставит под вопрос многие ранее сделанные прогнозы.

Так, по словам президента компании “Комстар-ОТС” Сергея Приданцева, в четвертом квартале 2008-го у операторов резко увеличились продажи контрактов и услуг фиксированной связи, поскольку люди начали считать деньги и поняли, что этот вид связи более экономичен и обойтись без него невозможно. А директор по развитию агентства “Коминфо Консалтинг” Евгений Соломатин считает, что фиксированная связь в условиях кризиса играет роль якоря и пострадает она меньше всего в силу того, что тарифы на нее регулируются государством.

Так или иначе, но операторы уже говорят о новой парадигме на рынке телекоммуникаций, которая сводится к следующему: ожидается значительное снижение корпоративных расходов на связь (по разным оценкам, на 30—50%) из-за ухудшения финансового положения компаний; конечно, и население будет больше экономить, но этот сегмент все же “просядет” меньше корпоративного. Уже сейчас отчетливо проявляется сокращение спроса на телекоммуникационные услуги в банковском и страховом секторах, в торговле. Одновременно в массовом сегменте отмечается рост спроса на фиксированную связь и переход абонентов на более экономичные тарифы.

Это подтверждается и результатами одного из опросов европейских пользователей в конце 2008 г. Ответы на вопрос “От каких сервисов вы готовы отказаться в условиях кризиса?” распределились следующим образом: только 10% респондентов согласны исключить фиксированную связь, 20% готовы пожертвовать услугами широкополосного доступа и 55% могут расстаться с платным телевидением. Так что российские пользователи не являются исключением — фиксированная связь и для граждан ЕС все еще является жизненно необходимой и более востребованной, чем многие более современные виды телекоммуникационных услуг.

Крупные западные компании, которые финансово более устойчивы, нежели предприятия малого и среднего бизнеса, рассчитывают на увеличение ARPU (среднемесячного дохода на абонента), предлагая пакеты услуг Double Play и Triple Play. Их ключевая стратегия предполагает больше продавать нынешним абонентам, а не расходовать ресурсы на поиск новых.

Эти фирмы также охотно ухватились за развитие концепции универсальных услуг (УУ), которую многие из них раньше критиковали. Но теперь на повестке дня стоит расширение набора таких сервисов от одного-двух до пяти-шести при условии прямого государственного финансирования УУ. Ну а государственных регуляторов ряда стран кризис подтолкнул к тому, чтобы на время забыть о либерализации телекоммуникационных рынков и перейти к хорошо проверенной практике защиты национальных рынков и национальных операторов.

Смогут ли российские операторы в такой же мере рассчитывать на государственную поддержку отечественных производителей телекоммуникационного оборудования и национальных операторов связи, пока неясно. Но уже сейчас очевидно, что в результате проверки кризисом произойдут важные структурные изменения и скорее всего сильные предприятия станут еще сильнее, а слабые — ещё слабее.