Десятого февраля в Москве прошел семинар “Свободное ПО в государственном и некоммерческом секторе”, проведенный Межрегиональной общественной организацией в поддержку программы ЮНЕСКО “Информация для всех”. А днем позже в Институте современного развития состоялось заседание рабочей группы по подготовке специального обращения к президенту страны, где центральной темой была заявлена “национальная операционная система”.

На обоих мероприятиях выступили представители Минкомсвязи, что позволяет сделать некоторые прогнозы относительно того, какое же реальное развитие идея массового перехода на СПО может получить в нынешнем году.

“Состояние-2007”

Насущные предпосылки для проведения вышеупомянутого семинара его организаторы определили следующим образом. Прошедший год оказался в России для темы СПО периодом завышенных ожиданий и надежд. Причина в том, что государство явно обратило внимание на данное явление, запустив при этом несколько разнородных процессов. Как отмечает директор Центра ИТ-исследований и экспертизы Академии народного хозяйства Михаил Брауде-Золотарёв, несколько увеличилось количество фирм, готовых заниматься разработкой СПО, и повысилась осведомленность госслужащих в ряде ведомств. Однако каких-либо радикальных прорывов не свершилось, в чем можно усмотреть и позитивный аспект, так как не произошло и опасного деления (а то и монополизации) зарождающегося рынка. В итоге, заключает г-н Брауде-Золотарёв, в сухом остатке мы сейчас имеем ситуацию конца 2007 г.: все только начинается.

Разумеется, заместитель директора Департамента государственной политики в области информатизации и ИТ Минкомсвязи Сергей Иванов эту точку зрения мог поддержать лишь отчасти. (Проблематикой СПО в министерстве он стал заниматься лишь в ноябре 2008-го, однако в силу программистского образования и опыта работы с UNIX-системами тема эта ему знакома.)

Как напомнил присутствующим г-н Иванов, концепция использования СПО в органах госвласти начала разрабатываться года два назад. Однако принять ее не удается до сих пор, поскольку за это время успело выйти несколько правительственных поручений различного характера и проекты концепции необходимо привести в соответствие с ними.

Кроме того, для перехода на СПО выявился ряд барьеров системного характера. Один из них — немногочисленность и раздробленность отечественных разработчиков. По мнению г-на Иванова, между собой они сейчас конкурируют гораздо больше, чем с одной небезызвестной компанией.

В подтверждение этого тезиса был упомянут тот факт, что среди огромного числа существующих у нас в стране общественных организаций Минкомсвязи не удалось найти ни одной, которая объединяла бы разработчиков СПО. (Отметим, что Центр свободных технологий Виктора Алксниса в качестве перспективной площадки министерством не рассматривается.) И это гораздо более глубокая проблема, чем может показаться на первый взгляд. Как поясняет Сергей Иванов, согласно букве разрабатываемого сейчас закона о борьбе с коррупцией скоро госслужащий не сможет общаться с представителями компаний до заключения контрактов. Соответственно если не возникнет какой-либо ассоциации, то при продвижении идей в госорганы у разработчиков будет еще больше проблем, чем на данный момент.

Еще один барьер для СПО — отсутствие инфраструктуры бизнес-модели. По словам чиновника, разработчики коммерческого ПО с открытым кодом экономят на технической поддержке. Он как-то специально распаковал все подаренные Минкомсвязи коробки с различными дистрибутивами, и в половине из них телефона сервисной службы не оказалось вовсе, а для остальных в полвосьмого вечера никто не взял трубку.

Последний упомянутый г-ном Ивановым серьезный барьер — недостаточно развитое законодательство. Например, де-факто отсутствует обеспечение защиты авторских прав разработчиков в том виде, в котором оно сейчас декларируется в четвертой части Гражданского кодекса. И мы не слышали о громких судебных разбирательствах просто потому, что пока не было серьезных исков от программистов.

Говоря о том, чего же Минкомсвязи удалось достичь на этом направлении и что можно ожидать в текущем году, Сергей Иванов рассказал, что его ведомство подготовило ряд методических рекомендаций и план перехода на СПО для госорганов. Кроме того, их усилиями в скором времени должно появиться некое место для тестирования ПО (детали этого проекта обещано до мая обсудить с самой широкой аудиторией).

Об остальных предполагаемых мерах — тезисно: поддержка отрасли разработки СПО (ведомство готовит предложения по саморегулированию и намерено поддержать любые инициативы по консолидации), развитие благоприятных условий налогообложения для разработчиков, создание инфраструктуры поддержки пользователей (общей — по всем дистрибутивам), формирование российской школы программирования, основанной на международном сотрудничестве.

О перспективах обсуждаемого на рынке проекта по созданию российской ОС чиновник говорил крайне осторожно. Впрочем, эта тема получила весьма интенсивное развитие буквально на следующий день, хотя и в другом месте.

Национальная ОС

Идея обратиться к президенту страны четко прозвучала еще 25 декабря 2008 г., когда по инициативе подкомитета Госдумы по технологическому развитию прошел круглый стол “Национальная безопасность информационных технологий”. Правда, как выяснилось полутора месяцами позже, конкретное содержание будущего послания каждый представлял себе по-своему. Члены расширенной рабочей группы особых творческих инициатив не проявили, поэтому на заседании предварительная версия письма послужила темой для достаточно насыщенной дискуссии. (К тому же, судя по реакции многих, с текстом они впервые ознакомились прямо на месте, и их впечатления были свежи.)

Основная суть двухстраничного документа, если отбросить лозунговую часть, сводилась к призыву дать ряд рекомендаций недавно созданному Совету по развитию информационного общества при Президенте. Было предложено скорректировать Стратегию развития информационного общества и ФЦП “Электронная Россия”, после чего привлечь участников круглого стола и принять некую новую стратегию (переход на СПО и создание национальной ОС — как основные ее составляющие).

При обсуждении как наиболее примечательное можно, пожалуй, отметить, насколько различной оказалась реакция участников рынка и представителей Минкомсвязи. Первые были склонны считать национальную ОС слишком зауженной целью и предлагали вести речь о формировании отечественной ИТ-индустрии вообще. Чиновники же, наоборот, хотели предельной конкретики. Советник министра связи и массовых коммуникаций Илья Массух даже высказался в том смысле, что он шел обсуждать “русскую Виндоус”, а речь почему-то ведется о мало для него понятной концепции, да еще и с некорректно (как оказалось) сформулированным названием.

Директор Департамента научно-технического и стратегического развития отрасли Минкомсвязи Олег Чутов призвал присутствующих четко определиться, чего же они хотят от предельно занятого президента (“хотите денег, так в конце и напишите”). При этом он обвинил авторов письма в незнании реального положения вещей. Он напомнил, что поправки в “Электронную Россию” уже внесены на рассмотрение, и значит, корректировка Стратегии развития информационного общества уже и так ведется, равно как и внедрение СПО. В общем, плодить концепции нет никакого смысла.

Заключительная речь председателя подкомитета Госдумы по технологическому развитию Ильи Пономарева (а именно он является главным идеологом проекта и посредником отрасли с властью по данному вопросу) была преисполнена дипломатии. Он заявил, что ни о каком “наезде” на Минкомсвязи речи не идет. И под отсутствием внятной стратегии развития подразумевается назревшая необходимость перевести существующие документы (стало быть, адекватные) на нормальный язык, понятный рынку. (Крайне странное заявление в свете его недавних высказываний, см. www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=116827.)

Что касается национальной ОС, то депутат предложил считать ее неким механизмом, который поможет достичь главной масштабной цели (того самого развития ИТ-отрасли), — таковым механизмом должен стать локомотивный проект с максимальным кумулятивным эффектом, под который государство действительно сможет выделить деньги.

Большую часть остальных претензий к тексту послания г-н Пономарев обещал обязательно учесть, хотя некоторые из них и призвал воспринимать как несущественные. Дескать, до первого лица государства необходимо донести суть, а юридически выверенные формулировки можно будет подобрать и позже.

По ориентировочным прогнозам доработанный и одобренный всеми членами расширенной рабочей группы текст письма должен быть готов к последней неделе февраля.

Жаль только, что первое заседание Совета по развитию информационного общества при Президенте к тому времени уже пройдет и следующего придется ждать не меньше двух месяцев.