“Кризис открывает перед бизнесом новый возможности” — этот бодрый лозунг часто звучит в последнее время, но мало кто в реальности пытается ему следовать. Какие уж там новые — старые бы сохранить… Но дистрибьюторская компания “Тайле” решила проверить теорию на практике, выйдя за рамки своей традиционной деятельности (поставки сетевого оборудования, где 70% приходится на продукцию D-Link) и занявшись продвижением нового не только для себя, но и для России направления — использования терминальных систем на базе технологий фирмы NComputing.

По мнению CEO “Тайле” Игоря Белоусова, основной бизнес его компании чувствует себя вполне устойчиво в нынешние непростые для ИТ-дистрибьюторов времена. Так, согласно приведенным им данным, рост оборота за прошлый год составил 26% (45% в первом полугодии и 10% — во втором). При этом ситуация в Москве и в регионах заметно различалась: если в столице спад продаж был заметен еще в начале прошлого года, а в конце его стал уже совершенно очевидным (­29% по сравнению с аналогичными показателями 2007-го), то в регионах продажи по-прежнему шли по нарастающей (71% во втором полугодии) и по итогам года впервые опередили московские объемы. Игорь Белоусов высказал мнение, что регионы в принципе переживают нынешний кризис гораздо лучше, поскольку там “легких” денег (как в Москве) никогда не было. Впрочем, тут нужно сказать, что эти данные отражают не только потребительский спрос, но и стратегию компании: еще год назад “Тайле” взяла курс на активное развитие своего присутствия в регионах (в настоящее время у компании девятнадцать филиалов и шесть представительств по всей стране).

Задача замены полнофункциональных ПК тонкими клиентами, в том числе терминальными системами, активно обсуждается и с разной степенью успеха решается в мире уже лет пятнадцать. Есть много идей и конкретных технологий, которые предлагаются аппаратными и софтверными гигантами. Но ИТ-рынок тем и интересен, что он постоянно дает возможности для появления новых заметных игроков из числа вчерашних стартапов. И NComputing — как раз весьма яркий пример тому.

Не вдаваясь сейчас в технические подробности решения NComputing, можно сказать, как оно выглядит для конечного пользователя: к терминальному серверу, в роли которого может выступать обычный ПК, подключается до тридцати функционирующих независимо друг от друга пользовательских мест, работающих в среде Windows или Linux. Само рабочее место — это стандартные монитор и клавиатура, подсоединённые к серверу через устройство-терминал, стоимость которого на одного пользователя составляет от 70 до 150 долл. Ценовая экономия по сравнению с традиционной схемой терминального доступа видна невооруженным глазом: небольшая коробочка-терминал, которая не только дешевле самого простого системного блока, но ещё практически не занимает места и потребляет всего от 1 до 5 Вт электроэнергии.

NComputing при этом демонстрирует также интересный пример стартапа на основе международного разделения труда. Так, разработка виртуализационного софта ведется в Польше, аппаратура спроектирована в России, инициаторами всего проекта в целом стали менеджеры из Германии и Кореи, производство размещается в Корее, инвесторы привлечены из США, и там же (в Кремниевой долине) находится штаб-квартира компании.

Представляя продукцию NComputing, CEO фирмы Стивен Даккер (Stephan Dukker) сообщил, что за два года присутствия на рынке ее продукцию уже приобрели свыше 40 тыс. заказчиков в более чем ста странах мира. Всего продано 1,2 млн. терминальных устройств, а число подключенных рабочих мест превысило 10 млн. Примечательно, что более 50% продукции компании было продано в “быстроразвивающихся” странах. Около 70% устройств установлено в образовательных учреждениях (180 тыс. учебных мест в школах Македонии, 1,8 млн. в вузах Индии, 300 тыс. в общеобразовательной системе США и т. п.). Еще одно направление использования технологий NComputing — быстрое развертывание компьютерных систем для решения каких-то временных задач. Свежий пример — автоматизация офисов президентской избирательной кампании Обамы — Байдена: более тысячи устройств NComputing были оперативно установлены в восьмидесяти филиалах избирательного штаба в семнадцати штатах (а по завершении кампании подарены местным образовательным учреждениям).

Россия уже сейчас занимает довольно заметное место в бизнесе NComputing, но фирма намерена существенно усилить свою активность в нашей стране, считая, что из-за экономических проблем государственные и коммерческие структуры будут искать способы снижения своих ИТ-затрат, в том числе за счет новых нетривиальных решений. До сих пор продвижением продукции NCompitung на российском рынке занималась только одна отечественная компания — Netopia. По мнению Стивена Даккера, заключение дистрибьюторского соглашения с “Тайле”, имеющей широкий региональный охват, позволит существенно усилить распространение продукции NComputing по всей территории страны.