Как ни банально это звучит, но единственный путь выхода из кризиса — повышение производительности труда. Резервы в этом деле у нас имеются немалые. Откроем, к примеру, мартовские “Торгово-промышленные ведомости”, учредителем которых является Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ). В репортаже с заседания Совета председателей комитетов ТПП РФ читаем: “...Во многих странах правительства требуют в ответ на финансовую поддержку компаний сокращения их издержек и повышения эффективности. А нашим крупнейшим компаниям и банкам есть над чем поработать в этом плане. При одинаковых объемах продаж Газпрома и норвежской “Статойл” в Газпроме занято 300 тыс. человек, а в норвежской компании — 30 тыс. Сбербанк в два раза менее эффективен, чем “Бэнк оф Чайна”...”.
Чуть далее следуют такие строки: “...Кризис явно обострил необходимость модернизации нашей экономики, перевода её на инновационные рельсы. Следует исходить из того, что неизбежно за рецессией, в которую “вползает” мировая экономика, последует “повышательная” волна... Не случайно Соединенные Штаты уже объявили о росте в 2009 г. бюджетных расходов на научные исследования и разработки на 3,2%. В эту сторону разворачивается и бизнес за рубежом. Компания “Мак-Кинзи” опубликовала опрос полутора тысяч крупнейших компаний мира, включая китайские, с целью выяснить их поведение во время наступившего кризиса. Более трети из опрошенных заявили, что приступают к внедрению новой продукции и услуг”.
Есть в этой публикации и такой абзац: “По данным Института проблем развития науки РАН, внутренние затраты на гражданские исследования и разработки в процентах к ВВП в России в два раза меньше, чем в Великобритании и Чехии, почти в три раза меньше, чем в Германии, и в четыре раза меньше, чем в Южной Корее и Японии. Положение усугубляется и тем, что сегодня, в кризисной обстановке, многие отечественные компании вообще прекращают финансирование венчурных направлений. Все это еще более обостряет и без того острую проблему развития наукоемкого производства”.
А что происходит в недрах отечественных ИТ-компаний? Сообщений о том, что кто-то из них в предвкушении “повышательной” волны осваивает новые виды продукции или начинает предлагать новые услуги, не много. В то же время регулярно поступает информация о том, что даже в очень известных фирмах не у дел остаются сотрудники отделов маркетинга. О чем это говорит? Прежде всего о том, что данные фирмы в обозримом будущем не планируют разрабатывать и выводить на рынок новые товары и услуги.
Даже в “мирное время” (то есть в условиях стабильно развивающейся экономики) сокращение маркетинговой активности ИТ-компании обычно свидетельствует о её скором упадке и уходе с рынка. Можно, предположить, что в условиях кризиса данная “народная примета” ещё более верна.