За последние месяцы озвучено (в СМИ, на различных мероприятиях) немало рекомендаций на тему, что нужно делать в кризисных условиях. Но время оперативных и порой экстраординарных мер уже прошло, теперь нужно думать, как строить и развивать бизнес в новых экономических условиях. Вопрос это непростой, требующий осмысления произошедшего и понимания того, что теперь придется работать в условиях более ограниченных ресурсов и бороться за эффективность бизнеса “по-настоящему”.

Учитывая эти потребности, учебный центр “Микроинформ” с апреля начинает проведение курсов по антикризисному менеджменту (два варианта — для ИТ- и не-ИТ компаний). В плане подготовки к этим занятиям в конце марта состоялся бесплатный ознакомительный семинар, проведенный автором этих курсов — Олегом Черемных, который представил слушателям собственную, вполне цельную методологию управления бизнесом (хотя в ее названии присутствует слово “антикризисный”, но все это больше похоже на дань моде, так как речь идет о задачах управления в достаточно широком аспекте).

Предварительное ознакомление с программой семинара создало четкое впечатление, что лектор взял на себе совершенно нереальную задачу, решив осветить полный спектр вопросов управления предприятием, начиная от экспертного анализа мировой экономической ситуации в целом и закончив практическими советами, как выжить самой заурядной ИТ-компании. Но, признаться, по завершению мероприятия сложилось впечатление, что автор вполне справился... Фактически, Олег Черемных представил слушателям результаты своих теоретических исследований и опыта практической работы в области управления в течение последних нескольких лет*. Разумеется, какие-то положения его методологии выглядят совсем не бесспорными и даже излишне амбициозными (например, критические замечания в адрес моделей, широко используемых сегодня в средствах моделирования бизнес-процессов). Но нужно отметить, что автору удалось представить достаточно цельную картину задач управления и, что важно, — их решения. Например, представляется очень интересным то, как автор увязал в общую систему объективные и субъективные методы управления, объединив, в частности, вопросы ключевых показателей эффективности бизнеса и мотивации сотрудников.

Так или иначе, но можно констатировать: новые условия способствуют появлению новых идей управления, что полезно уже само по себе.

* Автор имеет высшее образование по теоретической ядерной физике (МИФИ) и MBA по управлению информационными системами (Техасский университет).