Организаторы международного суперкомпьютерного рейтинга Top 500 разослали в ряд специализированных СМИ США информационное письмо, в котором сообщили о создании экспресс-версии своего проекта, обновляемой не раз в полгода, как обычный сводный лист, а в ежедневном режиме. Эксперты уже успели окрестить этот неожиданный шаг как “смерть Top 500”, “торжество маркетинга” и даже “капитуляция науки перед корпоративным лобби”.

Как утверждают авторы письма, классический рейтинг Top 500 в силу своей инертности перестал поспевать за быстро меняющейся отраслью суперкомпьютеров. Сейчас по сложившейся практике с момента крайнего срока подачи заявок владельцев кластеров до выхода самого рейтинга проходит порядка полутора месяцев. За это время успевают появиться новые суперкомпьютеры, и соответственно в момент публикации топ-лист по сути уже является устаревшим. Не говоря уже о том, насколько разительно ситуация успевает измениться за те шесть месяцев, что проходят до выхода очередной редакции Top 500.

В отношении этих аргументов участники рынка резонно отмечают, что в отдельных случаях дедлайны подачи заявок и даже сроки монтажа кластеров препятствием для включения в рейтинг отнюдь не являются. И самый яркий пример “гибкости” политики организаторов проекта -- ситуация с IBM Roadrunner, первой системой, сумевшей преодолеть петафлопсный рубеж. Судя по западным публикациям, этот кластер разогнался до заявленных значений производительности в первых числах июня 2008 г., а его поставка в лабораторию заказчика была намечена на август. И несмотря на то что по правилам Top 500 заявку с протоколом стандартного теста Linpack необходимо было подать до 15 апреля и не позднее 15 мая запустить машину на постоянном месте работы, Roadrunner чудесным образом был включен в июньский топ-лист.

Впрочем, наиболее жаркая дискуссия в англоязычном сегменте Сети разгорелась вовсе не в отношении официальных причин создания экспресс-версии рейтинга, а по поводу очевидной профанации его сути. Дело в том, что ранжирование кластеров в Top 500 Express планируется осуществлять не по результатам теста Linpack, а по значениям пиковой производительности, фактически определяемой параметрами задействованного железа, а не тонкостями его настройки. С учетом того, что пиковую производительность с весьма большой точностью можно спрогнозировать еще на этапе проектирования кластера, участники рынка тут же сделали закономерное предположение, что экспресс-рейтинг станет пристанищем неимоверного числа мертвых душ — суперкомпьютеров, существующих лишь в виде проектной документации.

Так или иначе, эксперты сейчас гадают, что же побудило организаторов Top 500 пойти на столь неоднозначный шаг. Пессимисты настаивают на том, что оргкомитет окончательно уступил давлению со стороны корпораций-производителей, которые теперь смогут устраивать маркетинговые соревнования не только в настоящем, но и в будущем времени, щеголяя перед потенциальными заказчиками запредельными показателями производительности.

Оптимисты же лелеют надежду на то, что Top 500 Express был создан как раз с целью разорвать порочный круг приписок и восстановить четкое соблюдение правил. Ряд экспертов предполагает, что экспресс-рейтинг станет неким отстойником для систем с сомнительной легитимностью, в то время как основная версия Top 500 наконец сможет от них безболезненно (для корпораций-производителей) избавиться.

Кто прав, узнаем в июне, когда появится возможность сравнить сводные листы обеих версий Top 500.