В конце марта NEC объявила о предстоящем уходе с рынка персональных компьютеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это должно произойти в середине нынешнего года. Примерно месяц назад стало известно также о том, что японская компания решила выйти из ПК-игры и в регионе EMEA. Таким образом, ПК-рынок сузится для этой компании до масштабов родной Японии.

NEC является лидером национального ПК-рынка, опережая, например, фирму Toshiba, которая за пределами своей страны выступает гораздо активнее, чем дома (как свидетельствует IDC, по итогам 2008-го на мировом рынке Toshiba заняла пятое место, поставив за прошлый год свыше 13,7 млн. ПК). При этом в глобальном масштабе объем поставок персональных компьютеров NEC за год (приблизительно 3 млн. шт.) сопоставим с объемом ПК-поставок у Toshiba всего за один квартал (около 3,7 млн. единиц в IV квартале 2008-го).

Причинами ухода с внешнего ПК-рынка руководители компании называют растущие убытки, связанные со снижающимся спросом и ужесточением конкуренции. Интересно, что ныне NEC продает практически столько же персональных компьютеров, сколько и десяток лет назад. Скажем, во II квартале 1997 г. компания поставила на мировой рынок, по версии Dataquest/Gartner, 945 тыс. ПК, что гарантировало ей 5% мирового рынка и пятое место в глобальном рейтинге. Близкие показатели продемонстрировали основные на тот момент конкуренты NEC — фирмы HP и Dell, поставив за тот же период 1,047 млн. (третье место) и 1,012 млн. устройств (четвертое место) соответственно, что обеспечило каждой из них чуть более 5% рынка. С тех пор HP и Dell существенно увеличили объемы продаж своих компьютеров (по информации IDC, за 2008 г. они поставили на мировой рынок соответственно 57 и 44,4 млн. ПК). Ну а NEC не удалось этого сделать, компания постепенно сдавала позиции и в результате вынуждена теперь ограничиться масштабами локального рынка. Хотя вряд ли этот шаг можно считать трагедией: продажи персональных компьютеров за пределами Японии составляли примерно шестую часть совокупного объема ее сбыта.

По информации NEC, японская часть ее ПК-бизнеса до сих пор остается прибыльной. Правда, стоит добавить, что в последние годы показатели продаж персональных компьютеров компании снижаются и применительно к местному рынку: в 2007 финансовом году она поставила в национальном масштабе 2,72 млн. устройств, в 2008 г. — 2,67 млн. штук, а в 2009-м, завершившемся 31 марта, объем поставок составит, как ожидается, примерно 2,5 млн. изделий (фактические итоги 2009 финансового года пока не подведены). Ближайшие перспективы неутешительны: инвестиции предприятий Страны восходящего солнца в ПК, особенно на рынке малого и среднего бизнеса, стремительно сокращаются. Однако, как предполагается, поставки компьютеров в потребительский сегмент будут продолжать ежегодно расти.

С целью поддержания своего лидерства на японском ПК-рынке NEC намерена активнее выводить на него новую продукцию с ориентацией на конкретные вертикальные сегменты. Кроме того, компания планирует создавать новые устройства на базе открытых платформ.