Беспроводной доступ в Интернет становится крайне популярной услугой для сетей сотовой связи. За прошлый год, по данным ComNews Research, этот сегмент рынка показал рост в 87% (до 25,4 млрд. руб.), что на развитом и в целом сформированном рынке явление неординарное. Интересно, что в нынешнем году этот рынок ждут определенные системные изменения.

Локальное лидерство

Прежде всего надо сказать, что за прошлый год существенно изменилась структура интернет-трафика. Как отмечают специалисты ComNews Research, если в 2007-м более 82% трафика генерировалось через GPRS/EDGE, то в 2008-м доля этих технологий сократилась до 73%, а основная часть 3G-трафика генерировалась с помощью протокола передачи данных EV-DO. Кроме того, определенную активность показали “электронные абоненты” и различные фрагментарные проекты по передаче, к примеру, телеметрических данных или видеосигнала через мобильные сети. В немалой степени благодаря этому каждый активный пользователь загружал в среднем ежемесячно 20 Мб трафика и платил за это 80 руб.

По мнению старшего консультанта ComNews Research Алексея Данилина, лидером в сегменте мобильного Интернета является компания “МегаФон”, на долю которой в 2008 г. пришлось около 29% всех доходов. За ней с незначительным отрывом следует МТС, которая контролирует 28% рынка. Третье место занимает “ВымпелКом” с долей в 24%. На долю “Скай Линка” приходится порядка 14% всех доходов от услуг мобильного Интернета.

Кстати, интересный факт: с начала апреля в компании “МегаФон” был запущен проект “GPRS-оптимизатор”. В результате этого за счет установки специальных аппаратно-программных комплексов, работающих “на стыке” базовой сети оператора и каналов транзитных операторов связи, стало возможным сжимать передаваемую на терминалы пользователей информацию, снижая как минимум на треть объем пересылаемых данных без потери качества изображения, веб-страниц или видеороликов.

В связи с негативной финансовой ситуацией ценообразование на мобильный Интернет в нынешнем году претерпит определенные изменения. Частным пользователям стоит иметь в виду, что в большинстве тарифных планов (тех, что не “заточены” специально для мобильных модемов) округление трафика будет составлять как минимум 100 Кб, причем операторы в своем большинстве настраивают свои биллинговые системы таким образом, чтобы активная сессия обрезалась и тарифицировалась через несколько десятков минут каждая.

Модификация торговых предложений

В 2009 г. на рынке ожидается значительно падение цен на мобильные модемы: в условиях кризиса операторы отлично понимают, что лучше поступиться первоначальной прибылью от реализации устройств, но получить пользователей, которые будут увеличивать индекс инноваций за счет мобильного выхода в сеть Интернет.

Первым поучаствовать в такой программе решили в компании МТС, причем снижение стоимости “железа” отмечено не на старых, а на новых USB-модемах E160G и PC-картах E800 производства компании Huawei. Вместо 2—3 тыс. руб. модемы будут стоить 1,49 тыс. руб. для всех регионов, кроме северо-западного, пользователям которого повезло больше, поскольку те же устройства будут здесь продаваться по цене 1,2 тыс. руб.

Неторопливое строительство

В определенной степени турбулентность на мировых финансовых рынках внесла свои коррективы и в активность операторов связи, связанную со строительством базовых станций (БС) для сетей 3G. К примеру, если ранее они активно “продавливали” строительство сетей третьего поколения в Москве (где, напомним, из-за военных объектов ПВО и управления космической группировкой МО РФ затруднено строительство объектов связи на частоте 2,1 ГГц), то с начала 2009 г. относятся к этому вопросу вполне спокойно. Дело в том, что такая выжидательная позиция позволяет операторам связи увеличить “финансовую подушку” и не тратить значительные деньги на оперативное оснащение столичного региона 3G-сетями в сжатые сроки.

К примеру, по словам Игоря Акулинина, первого заместителя генерального директора “МегаФон-Москва”, компания планирует за оставшиеся месяцы 2009 г. инсталлировать только 500 базовых станций, поддерживающих UMTS-сети. Причем не все сразу, а порциями по 100 станций (на их строительство и юридическое оформление уходит до квартала). Как и предполагалось ранее, о “ковровом” и моментальном покрытии города стоит забыть — всё будет происходить постепенно и только в местах скопления абонентов. Остальные операторы “большой тройки” предполагают примерно аналогичные объемы строительства, причем определенные шансы “поймать 3G” есть у тех, кто пользуется метрополитеном. Ведь здесь не так много БС (несколько десятков у каждого оператора), и шансов договориться с регулирующими органами об их эксплуатации гораздо больше: тоннели, эскалаторы и платформы изолированы от поверхности. Скорее всего, это будет практически единственный способ быстрого выхода в Сеть уже до конца 2009 г. Кроме того, развивать на станциях метро сети Wi-Fi операторы не готовы: слишком дорогие решения при весьма фрагментарном спросе.

Неясной остается пока ситуация с фемтосотами, которые при своих ограниченных дальности и мощности сигнала могли бы достаточно оперативно организовать несколько сотен и даже тысяч “островков” мобильной связи третьего поколения. Их эксплуатации по-прежнему мешает тот факт, что подобное оборудование, по документам регулирующих органов, относится к классу операторского (а не к классу абонентских устройств, как во многих странах мира), поэтому на их установку и эксплуатацию необходимо примерно столько же денег и времени, как на ввод в строй полноценной базовой станции мобильной связи.