Первого апреля японские компании Toshiba и Panasonic (ранее — Matsushita Electric) договорились о дальнейшей судьбе их совместного предприятия Toshiba Matsushita Display Technology (TMD), занятого разработкой, производством и продажей жидкокристаллических и органических светодиодных дисплеев (organic light emitting display, OLED).

Партнеры подписали соглашение, в соответствии с которым Toshiba в конце апреля приобретёт примерно за 2 млрд. йен (20 млн. долл. по текущему курсу) все принадлежащие Panasonic акции совместного предприятия и таким образом станет единственным его владельцем. Аббревиатура TMD сохраняется, но будет теперь расшифровываться как Toshiba Mobile Display.

Совместное предприятие Toshiba и Panasonic было организовано 1 апреля 2002 г. в результате объединения ресурсов обеих компаний в сфере ЖК-дисплеев малого и среднего размеров. Его начальная капитализация составляла 10 млрд. йен (100 млн. долл.), при этом 60% акций стали собственностью Toshiba, а 40% — Panasonic.

У OLED-дисплеев большой потенциал

OLED-устройства обеспечили в 2008 г. менее 1% доходов от продажи на мировом рынке плоскопанельных дисплеев всех типов и размеров. По прогнозу DisplaySearch, в 2015-м эта доля увеличится до 5%, а доходы от продажи OLED-дисплеев превысят 6 млрд. долл. (для сравнения: в 2008 г. объём их продаж составил 591 млн. долл.). Эксперты считают, что для производителей важно правильно определить те рыночные ниши, в которых OLED-устройства способны составить конкуренцию ЖК-дисплеям. Речь может идти, например, о применении OLED-технологии для создания гибких или прозрачных экранов. По мнению специалистов DisplaySearch, разработчики должны также исследовать возможности использования в OLED-устройствах других современных дисплейных технологий, скажем, сенсорных.

С тех пор TMD превратилось в одного из лидеров мирового рынка ЖК-дисплеев малого и среднего размеров: в настоящее время, по информации DisplaySearch, оно контролирует 10% соответствующего сегменте и является здесь вторым по величине производителем (первенство принадлежит японской Sharp, занимающей 20%-ную долю). Впрочем, в перспективном сегменте автомобильных мониторов, которые используются в навигационных устройствах и мультимедийных развлекательных центрах, монтируемых в спинки кресел автомашин, TMD доминирует, обеспечивая 38% совокупного объёма поставок и опережая своего главного конкурента — Sharp (31,4%).

В последнее время TMD испытывает серьёзные проблемы с обеспечением прибыльности бизнеса, вызванные прежде всего значительным уменьшением спроса и снижением цен на малые и средние ЖК-панели. По предварительным оценкам завершившийся 31 марта финансовый год TMD закончила с убытками в размере 30 млрд. йен (300 млн. долл.) при объёме продаж 270 млрд. йен (2,7 млрд. долл.).

Считается, что переход совместного предприятия под полный контроль Toshiba позволит этой компании эффективно провести реструктуризацию ЖК-направления, в частности закрыть ряд устаревших производственных линий, а кроме того, поможет оздоровить бизнес Toshiba в целом и достигнуть поставленной руководством компании цели: в наступившем финансовом году сократить расходы на 300 млрд. йен (3 млрд. долл.).

В средне- и долгосрочной перспективе TMD в ранге подразделения Toshiba намерено сделать ставку на OLED-дисплеи — главный движитель дисплейного бизнеса.

Отказ от доли в совместном предприятии окажет благотворное влияние и на Panasonic: этот шаг позволит ей сосредоточить ресурсы на более приоритетных для неё сегментах, например дисплеях большого размера (компания является мировым лидером на рынке плазменных ТВ). Правда, Panasonic помимо участия в TMD до сих пор сохраняет почти 25-процентную долю в Hitachi Displays — созданном в 2002 г. подразделении Hitachi, выпускающем ЖК-дисплеи малого и среднего размеров (в первом квартале 2008 г. Panasonic и Canon приобрели по 24,9% акций Hitachi Displays).

Переход TMD под полный контроль Toshiba — последнее по времени событие, связанное с перегруппировкой японских производителей на рынке малых и средних ЖК-дисплеев. Являясь пионерами в производстве ЖК-панелей и долгое время оставаясь безусловными лидерами отрасли, в последние годы японские компании постепенно сдают позиции в пользу более агрессивных тайваньских и корейских конкурентов, позднее вступивших на соответствующий рынок. На данный момент японские компании сохраняют явное лидерство только в области ЖК-панелей, выполненных на основе низкотемпературного поликремния.

В середине марта компания Epson сообщила о проведении переговоров с корпорацией Sony по поводу сотрудничества в данной сфере. В начале марта подразделение NEC LCD Technologies объявило о грядущем закрытии своего завода по производству ЖК-панелей малого и среднего размера дисплеев. А в декабре прошлого года о реструктуризации ЖК-бизнеса объявил лидер рынка — Sharp. По предварительным расчётам этой японской компании, в завершившемся 31 марта финансовом году объём продажи её ЖК-панелей уменьшился более чем на 14% по сравнению с предшествующим отчётным годом, причём ситуация ухудшилась и в сегменте больших, и в сегменте малых и средних ЖК-панелей.

За что бороться?

Мобильные телефоны остаются самой масштабной сферой применения ЖК-дисплеев малого и среднего размера. По информации iSuppli, в 2007-м данный рынок обеспечивал от 60 до 70% поставок ЖК-панелей с диагональю менее 10 дюймов. Второй по значимости сферой являются автомобильные дисплеи; этот сегмент, однако, является самым динамично развивающимся и с точки зрения количества поставляемых ЖК-панелей, и в плане обеспечиваемых от их продажи доходов.

Руководство Sharp приняло решение о реорганизации принадлежащих компании производственных мощностей с учётом того, что согласно принятым ранее планам к марту 2010-го должен вступить в строй её новый завод по производству ЖК-панелей, где в качестве исходного материала будут использоваться самые большие по размерам стеклянные подложки — десятого поколения (285×300 см). Так, компания предполагает закрыть часть устаревших производственных линий по выпуску малых и средних ЖК-панелей, оптимизировать их ассортимент и перенести производство некоторых изделий на более современные мощности, где используются стеклянные подложки шестого поколения. Эти меры помогут Sharp снизить издержки и в конечном счёте повысить прибыльность данного направления бизнеса. Похоже, что малые и средние ЖК-панели теперь не входят в разряд стратегической для компании продукции: по крайней мере в качестве ключевых направлений её деятельности руководство Sharp называет разработку и производство ЖК-панелей большого размера, а также фотовольтаику (создание солнечных элементов).