Бренд-менеджер IBM System x и BladeCenter московского офиса компании IBM Илья Крутов рассказывает научному редактору PC Week/RE Льву Левину о применении серверов стандартной архитектуры IBM для консолидации приложений на основе виртуализации.

PC Week: У IBM достаточно большая линейка серверов стандартной архитектуры. Какие модели вы считаете оптимальными для внедрения виртуализации серверных ресурсов?

Илья Крутов: Предложения IBM по виртуализации на платформе x86 базируются на двух серверных системах. Первая — это стоечный сервер корпоративного класса x3850/x3950 M2, основанный на нашей уникальной архитектуре X-Architecture и разработанном IBM чипсете eX4. Это единственный доступный на российском рынке сервер, способный масштабироваться до 16 процессоров Xeon в пределах одной системы. Кроме того, в отличие от больших Unix-серверов он позволяет заказчику приобрести сравнительно недорогую четырехпроцессорную систему x3850 M2 с оперативной памятью объемом до 256 Гб и затем, докупая четырехпроцессорные модули, постепенно в зависимости от потребностей и выделенного ИТ-бюджета довести его конфигурацию до 16-процессорной системы x3950 M2 с 96 процессорными ядрами и 1 Тб ОЗУ.

Сервер x3850 M2 можно заказать с уже инсталлированным на флэш-носителе гипервизором VMware ESXi 3.5. Кроме того, если заказчики предпочитают решения для виртуализации от Microsoft, то x3850 M2 можно использовать с гипервизором Hyper-V.

Модели x3850 M2/x3950 M2 обеспечивают вертикальное масштабирование мощности серверной платформы для виртуализации, то есть увеличение числа процессоров и памяти одиночного сервера. Для развертывания виртуализации можно использовать и горизонтальное масштабирование серверной мощности с помощью полки блейд-серверов IBM BladeCenter. В этой линейке лезвий есть двух- и четырехпроцессорные модели на базе как Intel Xeon, так и AMD Opteron. При использовании BladeCenter виртуальные машины развертываются на нескольких физических серверах, и в случае необходимости виртуальную машину можно перенести с одного лезвия на другое. Например, если нагрузка, создаваемая приложением, обслуживаемым виртуальной машиной, резко возросла и мощности лезвия, на котором работают и другие ВМ, уже не хватает, то виртуальную машину можно без прерывания работы приложения перевести на более мощное лезвие.

PC Week: Как заказчику, который хочет внедрить виртуализацию, разобраться, какое решение для него оптимально — x3850/x3950 или BladeCenter?

И. К.: Все зависит от конкретных потребностей заказчика. Блейд-серверы, конечно, обладают лучшей плотностью вычислений — в одной полке BladeCenter можно установить до 14 двухпроцессорных лезвий. Кроме того, если в работе сервера, несмотря на то, что в x3850/x3950 M2 использованы самые совершенные средства обеспечения отказоустойчивости, все-таки произойдет сбой, то все запущенные на нем виртуальные машины не смогут работать, а если выйдет из строя одно лезвие, то это не отразится на работоспособности виртуальных машин, установленных на остальных лезвиях.

В то же время управлять виртуальными машинами значительно проще, когда они установлены на одном большом сервере, а не на нескольких лезвиях. Вместе с тем уменьшенные размеры лезвий накладывают значительные ограничения на тепловыделение процессоров, поэтому в них обычно устанавливаются Xeon с пониженным энергопотреблением, которые проигрывают стандартным процессорам как в производительности, так и в цене. Также из-за компактности существенно ограничены по сравнению со стоечными серверами возможности по расширению их оперативной памяти и подсистемы ввода-вывода, что особенно сказывается при работе виртуальных машин, на которых развернуты такие типичные приложения с интенсивным чтением и записью данных, как СУБД, ERP-системы и системы бизнес-аналитики. По этим причинам во многих случаях более экономически эффективным оказывается развертывание виртуальных машин на платформе с вертикальной масштабируемостью x3850 M2/x3950 M2.

В качестве примера успешного их внедрения в нашей стране можно назвать проект по консолидации серверных приложений на Сочинском мясокомбинате, где выполнена одна из первых в России инсталляций Microsoft Hyper-V. У этого заказчика на одном четырехпроцессорном x3850 M2 работают все критически важные для бизнеса приложения Exchange Server 2007, SQL Server и система “1С”, а также пакет резервного копирования Microsoft Data Protection Manager. В ближайшее время это предприятие планирует запустить на сервере IBM еще и Microsoft Dynamics 4.0.

PC Week: Какие новые сферы применения вы видите для серверной виртуализации?

И. К.: За последний год вырос интерес к переносу на виртуальные машины серверов не только таких традиционных серверных приложений, как базы данных или почтовые системы, но и ПО, с которым обычно пользователи работают на своих настольных ПК, что дает возможность использовать в качестве рабочих мест тонкие терминалы. Хотя сама технология тонких терминалов (наиболее ее известные решения — разработки компании Citrix и Microsoft Terminal Server), позволяющих существенно снизить по сравнению с ПК расходы на эксплуатацию и обслуживание клиентских машин и улучшить безопасность данных, вышла на рынок еще в прошлом десятилетии, ее применение сдерживалось из-за того, что не все настольные приложения могут работать в терминальном режиме. Перенос таких приложений на серверные виртуальные машины VMware с помощью решений IBM Virtual Client Solution и VMware Virtual Desktop Infrastructure снимает это ограничение, поскольку в таком случае не требуется вносить каких-либо изменений в работу приложения — оно работает в той же стандартной ОС, но уже не на ПК, а на виртуальной машине.