Дистрибьюторская компания OCS подвела промежуточный итог одного из своих долгосрочных инвестиционных проектов. В компании завершился очередной этап обновления информационной инфраструктуры — был введен в эксплуатацию единый центр обработки данных.

Руководство OCS не без гордости шутит, что у него наконец-то появился повод для публичного обсуждения корпоративных событий, имеющих весьма серьезное значение для бизнеса, но не относящиеся при этом к теме экономического кризиса.

Предпосылки создания

Основная задача ИТ-инфраструктуры OCS как федерального дистрибьютора с территориально распределенной структурой видится в экономически обоснованном техническом обеспечении непрерывности и доступности всех предоставляемых сервисов. По мнению CIO компании Сергея Новикова, справляться с ней крайне сложно. Его отделу приходится постоянно работать над тем, чтобы развитие ИТ-инфраструктуры опережало растущие потребности бизнес-процессов. Более того, необходимо поддерживать некую весьма высокую готовность к внедрению сервисов новых (которых еще нет в компании сегодня, но которые наверняка придется развернуть завтра). Впрочем, даже с учетом столь жестких требований к идее создания полноценного ЦОДа в OCS пришли, разумеется, не сразу.

Как рассказывает г-н Новиков, первые масштабные внедрения относятся к периоду 2002—2003 гг. (Именно тогда в явном виде стала прослеживаться тенденция к интенсивному расширению компании — в последующие несколько лет ее среднегодовые темпы роста составят 46%.) Было проведено полное изменение структуры IP-адресов внутренней сети. Причем, несмотря на достаточно серьезные ее масштабы, в целом реализация проекта была продиктована не текущими, а будущими потребностями бизнеса. В результате план сети, разработанный тогда, действует и поныне и, как уверяет г-н Новиков, морально не устареет еще долго.

В тот же период в компании приступили к работам над первыми системами мониторинга — как общего, так и узкоспециального назначения.

Начав задумываться о стандартизации, в первую очередь применили ее к серверному парку. После непродолжительных размышлений пришли к выводу, что для компании наиболее удобным и оправданным с технической и экономической точек зрения станет использование серверов, выпущенных исключительно HP. По словам Сергея Новикова, это решение лишь отчасти было вызвано объективными причинами. В целом же просто на тот момент подавляющее большинство сотрудников отдела хорошо было знакомо с серверами именно этого производителя.

С прикладными системами дело обстояло несколько хуже. Наиболее подходящее, по мнению г-на Новикова, слово для отражения существовавшей картины — зоопарк. Систем было много. И хотя все они, безусловно, соответствовали своему назначению, находились они при этом на самых различных этапах развития и, главное, определенно не являлись частью единой структуры — не были гармонично согласованы и взаимоувязаны. Для их объединения приходилось прилагать немалые усилия.

В период 2004—2005 гг. вместе с ростом компании закономерно увеличивалось и количество оборудования. В OCS стали требоваться не просто помещения, в которых так или иначе можно было бы размещать серверы, а уже специальные серверные комнаты, строительство которых пришлось осуществлять в условиях ограниченности имеющихся площадей.

Был получен первый положительный опыт работы с ИБП большой мощности (80 кВ·А): в OCS решили отказаться от чрезмерного количества персональных ИБП на рабочих местах, которые доставляли слишком много хлопот.

В то же время в компании начали сосредотачиваться на обеспечении надежности работы основных доменных сервисов. Дело в том, что именно на тот период пришелся достаточно серьезный географический рост бизнеса, и нужно было, чтобы филиалы могли пользоваться теми же данными и элементами инфраструктуры, что и головной офис.

Тогда же, по уверению г-на Новикова, в OCS стали задумываться над составом и функциональностью прикладных систем. Их модернизация оказалась очень серьезной и тяжелой работой. Каждая из систем, что естественно, находилась в эксплуатации, и, чтобы не тормозить бизнес-процессы, приходилось разрабатывать какие-то законченные решения и внедрять их на ходу — без предварительных экспериментов. Именно благодаря этой работе в компании утвердились в мысли о необходимости создания новой корпоративной информационной системы (КИС).

Работу над ней построили нетрадиционным образом — отталкиваясь от прототипов. Было выбрано два производителя — Microsoft и Oracle — после чего два поставщика решений на базе их продуктов сделали для OCS прототипы, на основании которых потом принималось решение о том, какая же из систем возьмет на себя роль корпоративной. Победил продукт Microsoft.

2006—2007 гг. прошли в работах по проектированию и программированию системы. Тогда же стало ясно, что новая мощная КИС, которая будет поддерживать не только головной офис, но и филиалы, очевидно потребует корпоративную сеть. (Проект был осуществлен с помощью компании “Голден-Телеком” и функционирует и поныне с весьма высоким коэффициентом надежности.)

Территория, на которой располагается офис OCS в Петербурге, относится к бывшей промзоне, и надежность ее электроснабжения крайне невысока. Поэтому в инфраструктуру компании решено было встроить резервный дизель-генератор, и, учитывая частые перебои в районной сети, он окупился в первый же год своей работы.

Наконец, что крайне важно, в этот период компания перешла от несвязанных филиальных доменов к общей системе. Г-н Новиков считает это колоссальной работой, но и огромным достижением — в противном случае эксплуатация единой КИС была бы крайне затруднена, если вообще возможна.

Ну и непосредственно перед запуском КИС в июле 2007 г. компания приобрела и запустила первый серьезный сервер (HP Superdome).

В итоге запуск КИС ознаменовал собой логическое завершение многолетних усилий, что и позволило в 2008 г. начать проектирование и строительство центра обработки данных.

Текущее состояние

До появления ЦОДа в OCS было три серверных, которые частично занимали арендуемые компанией площади, что сильно усложняло работы по модернизации инфраструктуры. По словам Сергея Новикова, на согласование с собственниками прокладки одного-единственного кабеля могло уходить до трех месяцев. В этих условиях реализовать задуманную компанией архитектуру абсолютно не представлялось возможным, поэтому в какой-то момент OCS приобрела дополнительное здание по соседству с офисом, в котором и развернулось строительство.

Ввод ЦОДа в эксплуатацию состоялся в феврале 2009 г. Сейчас он обеспечивает бесперебойную работу КИС территориально распределенной структуры OCS в 21-м городе, насчитывающей порядка 1200 рабочих мест для обслуживания более чем 6000 клиентов компании. Кроме КИС Microsoft Dynamics AX на серверах, входящих в состав ЦОДа, выполняется свыше 10 других информационных систем — бухгалтерский учет “1С”, резервное копирование и восстановление, внутренний корпоративный портал, система документооборота, почта и т. д.

Серверное ядро ЦОДа построено на платформе HP Integrity Superdome и серверов 3—5-го поколений. Оно включает систему хранения данных емкостью 28 Тб, сеть хранения и ленточную библиотеку. Отказоустойчивость всего комплекса оборудования обеспечивают кластеризация серверов, дублирование каналов связи и оптических подключений, системы кондиционирования, бесперебойного питания и пожаротушения. Все оборудование размещено в сертифицированном помещении площадью 100 м2.

В компании особо подчеркивают такой результат от внедрения ЦОДа, как обеспечение надежности информационной системы, одинаковой во всех регионах присутствия OCS, что позволило объединить ее филиалы в общее информационное пространство. Благодаря этому, как считают в компании, удалось добиться увеличения скорости и точности обработки заказов, доступности сервисов OCS в любом месте и в любое время, а также возможности добавления новых сервисов, востребованных рынком (например, системы электронного заказа В2В, которая разрабатывается сейчас).

В отношении ЦОДа Сергей Новиков прогнозирует окупаемость вложений в течение 3—5 лет (точнее, с учетом поправок на кризис, он сказать не берется). И как минимум столько же, по его словам, компании не придется проводить серьезной модернизации серверного оборудования.