Еще в начале года у многих экспертов могло сложиться впечатление, что нынешний кризис, конечно, затронет сферу ИКТ, но его влияние на отрасль будет намного слабее, чем для страны в целом. Минкомсвязи успокаивающе утверждало, что область ИКТ — это своего рода тихая гавань, где и увольнений меньше, и экономические показатели выше, и финансирование государственных программ продолжается без помех. Однако объявленные результаты IV квартала 2008 г. и I квартала 2009-го говорят о том, что этим надеждам вряд ли суждено сбыться.

Выступая перед участникам очередного Telecom Club, организованного компанией Landata, Сергей Карелов, председатель совета Лиги независимых экспертов (ЛИНЭКС), на основе анализа состояния российского ИТ-рынка в 2008 г. и I квартале 2009-го сделал весьма удручающие выводы и обосновал ряд довольно пессимистичных прогнозов по перспективам текущего года, настроив участников форума на обсуждение тематики кризиса, которая актуальна для всех игроков рынка. Сегодня для большинства компаний самыми приоритетными являются действия, направленные на сохранение бизнеса в нынешних условиях, а также на возможность выработать оптимальную стратегию для его развития, повышения прибыльности и конкурентоспособности.

Правда, оказалось, что далеко не все фирмы торопятся перестроить свою политику. Например, это касается аутсорсинга. Казалось бы, что этот вид услуг в сегодняшних условиях может помочь многим предприятиям сэкономить ресурсы, стать одним из ключевых элементов деятельности, а потому должен получить большее распространение. Но жизнь почему-то заметно отличается от теории.

Вот что рассказывает Александр Артюхов, исполнительный директор ИТ-дирекции торгового дома “Копейка”: “Кризис нас серьезно задел и заставил экономить на всем: кому-то уменьшили зарплату, кого-то уволили, ведь мы стараемся держать цены конкурентными. И роль информационных технологий здесь сегодня особенно велика — без них не было бы и современного ритейла!”

В целях экономии в ТД были готовы отдать реализацию части ИТ-функций внешним компаниям, поэтому подсчитали текущие затраты на их исполнение и приступили к переговорам. “Нас посетили представители 14 компаний, предлагавших услуги аутсорсинга, — рассказал г-н Артюхов. — Когда дело доходило до обсуждения стоимости работ, то нередко претендент говорил: “Вы допишите сюда еще один нолик, и мы будем готовы решать ваши проблемы!” Понятно, что с такими партнерами нам не по пути!”

Оказалось, что “Копейка” в своих трудностях здесь не одинока: примеры аутсорсинговых страданий посыпались один за другим. Вот есть фирма, которая готова отдать на обслуживание свои географически распределенные точки, чтобы ее специалисты не разъезжали по стране из-за разных пустяков.

“Порой девушка-оператор где-нибудь в Томске не в состоянии определить, включен у нее POS-терминал или нет, — говорит ИТ-директор предприятия. — Мне нужен там просто вменяемый специалист, которому я доверяю, способный при необходимости прийти и под нашим руководством проверить простейшие функции. Но ведь никто за это не берется, никто не готов предложить нам эту услугу даже за вполне приличные деньги!” Отсутствие конкурентных предложений на местах либо высокая стоимость услуг и плохая управляемость упоминались и другими представителями предприятий в числе главных аутсорсинговых разочарований.

По мнению же представителей самих аутсорсинговых компаний, это скорее следствия, а причина кроется в той модели аутсорсинга, которая преобладает в России в настоящее время и сводится к банальной перепродаже ресурсов, будь то персонал или возможность размещения оборудования в дата-центре. Предоставляя некий персонал с определенным уровнем квалификации, аутсорсер при этом не несет никакой ответственности за достижение цели, стоящей перед ИТ-подразделением заказчика.

А что же мешает распространению такого финансового инструмента, как лизинг? “Лизинг вообще-то интересен при больших объемах проектов, а их сейчас как раз становится все меньше и меньше”, — отметил Василий Селюминов, исполнительный директор Landata. “Лизингу препятствует отсутствие “длинных” денег на рынке, — уточнил Александр Герман, заместитель начальника управления по работе с предприятиями ИТ-направления, вице-президент “Альфа-Банка”. — Обычно кредиты выдаются на срок до года”.

Инвестиционные расходы уменьшаются, и о новых проектах речь почти не идет. Сегодня важно сохранить имеющиеся ресурсы, считают некоторые. “Необходимо поддерживать то, что есть, чтобы ничего не рухнуло, — уверен Сергей Потапов, директор ИТ-департамента группы компаний ПИК. — Сейчас даже серьезных мер по оптимизации подразделений применять не стоит, чтобы не рисковать”.

Но другие компании склонны считать, что в кризис как раз есть смысл вернуться к простым проверенным вариантам. “Раньше соотношение централизованных и децентрализованных ИТ-решений у нас было 70:30, — рассказывает представитель одной из них. — А вот сейчас все наоборот. Мы отказались от централизации и виртуализации, отказались от “тяжелых” решений, которые неизвестно когда и как окупятся. Решения для одной точки проще, они легче контролируются. Децентрализация привела к адресной ответственности за принимаемые решения”.

ИТ-бюджеты большинства заказчиков в этом году сократились как минимум на 40%, утверждали некоторые участники дискуссии. Возьмите хотя бы такой момент — курс доллара за полгода изменился на 35%, и для тех предприятий, которые работают в рублевом секторе, это означает автоматическое уменьшение закупок на 35 и более процентов.

Денег на рынке нет, говорили представители других компаний. Государство, которое на всех углах кричит о поддержке малого бизнеса, не поддерживает даже собственные контракты. Уже есть немало примеров, когда срывались уже начатые ранее проекты с предоплатой. У вендоров появились предложения по уменьшению цены по всему каналу, и единственное, что остается неизменным, — так это коррупционная составляющая.