Такое впечатление, что после бурных обсуждений в конце марта возможной покупки корпорацией IBM компании Sun Microsystems аналитики и СМИ немного выдохлись и сил на анализ теперь уже почти свершившейся сделки Oracle и Sun почти не осталось. А на самом деле это событие вполне может претендовать на титул “события года” для ИТ-отрасли. И вопрос, что будет дальше, стоит сейчас гораздо более остро, чем в варианте с Голубым гигантом. Недаром блогосфера (в том числе и российская) обсуждает перспективы развития ситуации довольно активно, причем особенно волнуются сразу два глобальных сообщества — Java и Open Source. Да и от представителей Sun в анонимном порядке поступает информация о том, что заказчики находятся в состоянии растерянности.

Казалось бы, 7,4 млрд. долл. — не очень большая сумма для приобретений на глобальном ИТ-рынке. Но если сделать поправку на финансовый кризис, на удорожание кредитов и как минимум двукратное падение фондового рынка, то ее можно считать эквивалентной 15—20 млрд. долл. в “старых” ценах. И все же главное в данном случае не цена вопроса и даже не то, что участниками сделки являются две очень яркие компании, входящие в узкую группу ведущих игроков (таких, наверное, не более пяти-шести), определяющих философию развития ИТ-рынка последних 10—15 лет. Гораздо интереснее то, что на ИТ-рынке еще не было прецедента слияния двух видов бизнеса — программного и аппаратного — и преобразования чисто софтверной компании в программно-аппаратную.

Парадоксально, но факт: хотя ИТ — это hard & soft, в плане бизнеса эти две составляющие развивались обычно параллельно. До сих пор был фактически только один пример сочетания двух направлений — корпорация IBM. Но, во-первых, она в такой модели живет изначально в течение уже почти 60 лет, а во-вторых, если посмотреть на структуру ее бизнеса, то можно увидеть, что у Голубого гиганта уже давно превалирует сервисная составляющая. Есть отдельные примеры перехода аппаратной компании в смешанный статус (скажем, EMC), но подобной трансформации софтверной фирмы еще не было. И возможно ли это на практике?

Уже после объявления о сделке Oracle + Sun появилась информация о том, что, оказывается, существовал и иной вариант решения “солнечной проблемы” — HP хотела приобрести аппаратную часть бизнеса Sun, а Oracle — программную. Так, может быть, объявленная сейчас сделка — это лишь первый шаг многоходовки? Например, вполне вероятно, что Oracle вовсе не намерена заниматься “железом” и заберет себе только нужное ей ПО (Solaris, Java, MySQL), а все остальное отправит в самостоятельное плавание в виде автономной дочерней компании со звучным названием Sun (как это пять лет назад очень успешно сделала EMC с VMware).

Отметим еще один парадокс: не менее половины публикаций в СМИ о Sun в последние годы связаны с софтом при том, что в структуре бизнеса компании ПО занимает очень незначительную часть — менее 5% (см. таблицу). Более того, два наиболее известных на рынке направления — Java и MySQL — выглядят в общем-то инородными компонентами среди “тяжелых” аппаратных средств, нацеленных на верхний уровень корпоративных заказчиков (стоит обратить внимание также на значительную долю сервисной составляющей бизнеса, в основном техподдержки).

Но на самом деле, “мал золотник, да дорог”. Возможно, только эта тройка — Solaris, Java, MySQL — стоит тех самых 7,4 млрд. В данной связи стоит обратить внимание на то, что в официальном заявлении главного исполнительного директора Oracle Ларри Эллисона по поводу сделки вообще ничего не говорилось про серверы, но он сделал акцент на том, что его компанию очень интересуют два софтверных актива Sun — Solaris и Java. C Java, конечно, вопрос не такой простой, так как эта система во многом уже вышла из под контроля Sun. А вот OC Solaris — это действительно интересная для Oracle вещь.

По мнению аналитиков, Solaris — одна из лучших ОС за последние два десятилетия. Не исключено, что Sun не смогла вывести ее в лидеры рынка именно потому, что является аппаратной компанией, для которой ОС — это не цель, а средство. Еще три года назад было высказано мнение: если бы Sun перевела Solaris в вариант Open Source в конце 90-х, то Linux вообще не появился бы на рынке.

А вот Oracle с ее амбициями своя ОС очень даже нужна. Компания еще несколько лет назад пыталась выйти на ведущие позиции на рынке операционных систем, начав продвижение собственного варианта дистрибутива Linux, но из этой затеи у нее ничего получилось — запоздала. Сейчас центр конкуренции на рынке инфраструктурных ИТ резко сместился в сторону виртуализации и “облачных” вычислений. Без собственной ОС Oracle вряд ли сможет вступить в серьезную борьбу с Microsoft и VMware. А если компания решит заняться еще и провайдингом “облачных” услуг, то тут и аппаратная платформа Sun может быть очень кстати.

Что говорит Oracle

Все это лишь предположения. Сами же участники сделки пока ограничиваются самыми общими комментариями. Однако в конце апреля в зарубежных СМИ появилась информация о состоявшейся (спустя два дня после официального объявления о сделке) в кампусе Sun встрече президента Oracle Чарльза Филипса, архитектора Oracle Эдварда Скривена и CEO Sun Джонатана Шварца с сотрудниками компании, где разговор шел о планах на будущее. Правда, все было сказано в очень обтекаемых чертах.

Чарльз Филипс сказал, что сокращения персонала будут, но в каких объемах и по каким направлениям — пока ничего не известно. Вопрос о том, кто из руководства Sun войдет в состав совета директоров Oracle, тоже прояснится только после официального завершения сделки. Относительно открытого офисного ПО было сказано, что это направление требует дополнительного изучения, но, кажется, Oracle не очень стремится сражаться с Microsoft на этом фронте.

Понятно, что Oracle заинтересована в использовании достижений Sun в области высокопроизводительных вычислений. Но подход к реализации “облачных” вычислений у компаний разный: Oracle ориентируется на построение “облаков” клиентами, предлагая им соответствующие инфраструктурные и виртуализационные решения. Но не исключен вариант, что будет поддерживаться и линия Sun по предоставлению хостинг-услуг.

Была отмечена ценность Java для Oracle (все ее ПО промежуточного уровня построено на Java), при этом Эдвард Скривен сказал, что перевод Java в закрытый статус — это плохой вариант. Разговоры о том, что Oracle намерена “убить” MySQL, президент Oracle назвал безосновательными. Этот продукт очень важен для компании, стремящейся пробиться в недоступные для нее пока ниши. Чарльз Филипс вспомнил, что подобные опасения высказывались относительно PeopleSoft, и все сегодня могут видеть, что они не оправдались.

По поводу опасений относительно того, что Oracle может продать аппаратный бизнес Sun, было сказано буквально следующее: “Oracle не так уж неопытна в “железе”, как многие думают”. Руководители Oracle отметили ценность направления Open Storage. В то же время никаких конкретных обсуждений перспектив различных процессорных архитектур (x86, SPARC) не было.

По сообщениям СМИ, встреча закончилась словами Чарльза Филипса: “Из сделанных нами 55 приобретений мы не ничего не выбросили”.

Таблица. Поставки продуктов и услуг Sun по итогам 2008 финансового года (окончился 30.06.08)
Категория продуктов и услугОбъем поставок, млн. долл.
Solaris SPARC Enterprise Servers3413
Solaris SPARC CMT Servers1119
X64 Servers707
Другие серверные продукты 1292
Итого серверных систем 6530
Java220
MSQL/Инфраструктурное ПО208
Solaris, средства управления и виртуализации216
Итого ПО644
Поправка на доходы “системы+ПО” по GAAP-910
Итого “системы + ПО”6264
Дисковые устройства хранения данных 1528
Open Storage91
Ленточные устройства953
Другие устройства хранения58
Поправка на доходы “устройства хранения” по GAAP-276
Итого устройств хранения2354
Итого продуктов8618
Техническая поддержка оборудования и ПО 4023
Обучение и консалтинг1239
Итого сервисов5262
Общий итоговый доход13 880

Источник: Sun Microsystems