В скором времени российских пользователей ожидает вывод в тестовую и “боевую” эксплуатацию нескольких ТВ-проектов, в которых картинка будет транслироваться на экран мобильного терминала. В развитии этого сервиса российские операторы связи придерживаются общеевропейской тенденции — стандарт мобильного телевидения DVB-H (Digital Video Broadcasting — Handheld) уже практически стал официальным на всей территории Европы. В России для внедрения DVB-H будет использована часть высвобождающегося при радиочастотного ресурса конверсии.

На сегодняшний день наибольшая степень готовности у проекта Buzz-TV компании “ВымпелКом” (готовится с помощью дочерней компании “Доминанта”), проекта мобильного ТВ от “Скартела” (реализуется совместно с компанией “Кентавр”, которая, как и “Скартел”, входит в структуру WiMax Holding), а также у проекта “Системы МассМедиа” (осуществляется при участии дочерней компанию “Цифровое телерадиовещание”; СММ, как и МТС, входит в АФК “Система”). Подобное вещание позволяет передавать видеосигнал на телефоны не по мобильной сети, “забивая” канал передачи данных, а по радиосети с помощью ретрансляционных вышек. Инфраструктурные затраты при этом минимальны, так как используется существующий радиодиапазон наземного цифрового телевещания. К примеру, на охват столицы всеми операторами запланировано порядка 30 базовых станций. “Лоскутное” покрытие области — еще 8—12 станций.

Правда, ввод этих проектов в коммерческую эксплуатацию затруднен тем, что Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) приостановила выдачу частот для цифрового и аналогового ТВ. Официальная версия — из-за необходимости разработать частотно-территориальный план для цифрового телевидения для всех регионов РФ.

С точки зрения технологических возможностей операторы мобильного широкополосного доступа (ШПД) являются наиболее подходящими кандидатами для организации подобных сервисов. У них имеются в наличие емкие проводные каналы связи с опорной сетью в масштабах целых регионов, есть готовые позиции для установки базовых станций, передающих видеосигнал, продвинутые технические службы и прямые контакты с производителями мобильных терминалов. Но и только — позиционирование подобных услуг до сих пор страдает поверхностностью: в рамках тестовой эксплуатации сетей речь идет только о трансляции эфирных каналов без создания дополнительной стоимости.

И это при том, что идея мобильного ТВ тревожит операторов мобильной связи практически с момента смены не очень скоростных беспроводных сетей 2G на более современные 3G. Именно они способны обеспечить быструю загрузку информации через Сеть, причем подобную тенденцию только усилило появление терминалов с цветными экранами, размер которых гораздо больше, чем диагональ спичечного коробка, как это было раньше. Между тем мало какая из компаний, подготавливающих трансляцию видеоконтента на миниатюрные терминалы пользователей, действительно задумывается о том, что именно интересно воспринимать пользователям на таком ограниченном пространстве. Если посмотреть исследования ABI Research или IDC на эту тему, то можно увидеть, что предпочтения пользователей вполне консолидированны — им интересны небольшие видеоподкасты, новостные выпуски оперативной информации (в том числе “живые” новости сразу с места события), короткие зарисовки из ток-шоу и музыкальные клипы. Интересны такой аудитории и короткие бизнес-новости, клипы на спортивные темы. Воспринимать длинную аналитическую передачу или большой фильм с помощью мобильного терминала сможет весьма небольшая аудитория, которая погоды на этом рынке не сделает. Кроме того, мобильное ТВ требует от оператора значительной доли интерактивности — фантастические произведения, рассказывающие о том, как зрители с помощью телевизионного голосования влияют на ход развития сюжета фильма или ток-шоу, должны наконец стать реальностью.

Таким образом, компании мобильной связи из “обычного”, массового ТВ-вещания должны вырасти в производителей интерактивных сервисов, на порядок отличающихся от сегодняшних убогих контент-сервисов “для всех”. Принципиальное отличие мобильного ТВ от “обычного” — это четкая индивидуализация выбора, недоступная даже в продвинутом проводном IPTV), где один телевизор может смотреть несколько человек с диаметрально противоположными потребностями. Только такой подход может быть интересен, с одной стороны, рекламодателям, которых заботят точный таргетинг и разумная “стоимость контакта”, а с другой — пользователям, ведь абонентская плата (200—300 руб.) сравнимая со среднероссийским ARPU, и оплата дополнительных пакетов каналов (еще до 300 руб.) все-таки достаточно значима, чтобы выкидывать деньги на бесполезную услугу.

Отметим, что трансляцию видеосигнала некоторых эфирных и спутниковых каналов организует и “Скай Линк”, правда, затрачивая на это ресурсы своей сети передачи данных: протокол EV-DO позволяет обеспечить потоковое видео со скоростью в 300—600 кбит/с для передачи видеокартинки на мобильный терминал абонента. Несколько лет назад проект “мобильного ТВ” запустил и столичный “МегаФон-Москва”, но передача даже сильно сжатого изображения по протоколу EDGE все-таки в большинстве случаев напоминала не слаженную видеотрансляцию, а озвученное слайд-шоу. МТС тоже рассматривает возможность запуска мобильного ТВ по сетям третьего поколения — возможно, это позволит загрузить сеть передачи данных на первых порах.