Корпорация IBM на своем технологическом форуме в Москве представила новый крупный проект, в котором для консолидации инфраструктуры вычислительных центров (ВЦ) компании “Российские железные дороги” (РЖД) с обеспечением катастрофоустойчивости использовались ее мэйнфреймы System Z. Несколько лет назад подобный проект IBM выполнила для Центрального банка РФ, отдавшего предпочтение мэйнфреймам, хотя Hewlett-Packard и Sun предлагали решения на базе своих Unix-серверов. На этот раз Голубому гиганту не пришлось бороться за выгодного заказчика: дело в том, что РЖД является одной из немногих российских организаций, сохранившей еще со времен СССР и ЕС ЭВМ приверженность мэйнфреймам как основе корпоративной ИТ-инфраструктуры, и поэтому когда возникла потребность в ее консолидации, железнодорожникам не оставалось ничего другого, как обратиться к IBM как единственному на сегодняшний день поставщику этих машин.

Как рассказал директор главного вычислительного центра (ГВЦ) РЖД Валерий Вишняков, до сих пор все 17 региональных железных дорог России имели свои ВЦ (не считая сам ГВЦ компании, расположенный в Москве у Красных ворот). Для сокращения эксплуатационных затрат и улучшения катастрофоустойчивости руководство РЖД решило консолидировать вычислительную структуру в трех модернизированных центрах — в московском ГВЦ и петербургском и екатеринбургском региональных ВЦ. В каждом из них было установлено несколько новейших мэйнфреймов System z10 и более полутора десятков Unix-серверов IBM System p старшего и среднего класса на базе процессоров POWER6 (IBM ничего не сообщает о том, какие системы хранения используются для обслуживания этих серверов, но учитывая большую инсталлированную базу дисковых массивов Symmetrix DMX в вычислительных центрах РЖД, можно предположить, что железнодорожники снова выбрали эти продукты корпорации EMC, обладающие мощными функциями для построения катастрофоустойчивых комплексов).

Сейчас на System z10 работает система продажи железнодорожных билетов “Экспресс-3”, обеспечивающая функционирование более 8,5 тыс. билетных касс по всей России, а на Unix-серверах — комплекс автоматизации управления трудовыми ресурсами на основе ERP-системы SAP с базой данных на платформе IBM DB2. К 2010 г. РЖД планирует на серверы IBM перенести приложения управления грузовыми перевозками, а затем комплекс автоматизации управления финансовыми активами компании.

Остальные 15 региональных ВЦ продолжают работать, но в них остались только приложения дорожного и линейного уровня, а также обслуживающий региональную ИТ-инфраструктуру персонал, а все критически важные системы, включая обслуживающие их мэйнфреймы и RISC-серверы, переведены в три основных ВЦ.

Как утверждается в пресс-релизе IBM, в результате проекта коэффициент отказоустойчивости инфраструктуры РЖД вырос до четырех девяток, или 99,99% (правда, в англоязычной версии того же пресс-релиза отказоустойчивость оценивается на уровне трех девяток, т. е. 99,9%). Раньше катастрофоустойчивость была реализована только на уровне московского ГВЦ, для которого был создан расположенный на расстоянии 30 км резервный ВЦ. Эти два ВЦ синхронизируют данные средствами синхронной репликации. Теперь такие резервные ВЦ построены в Петербурге и Екатеринбурге. Кроме того, для защиты от крупных катастроф, которые могут охватить целый регион, между тремя основными ВЦ выполняется асинхронная репликация данных, позволяющая в случае выхода из строя одного из ВЦ не только сохранить работоспособность его приложений, но и распределить их между двумя остальными ВЦ.