Информация о том, что с начала лета на восьми поездах РЖД, курсирующих по направлениям Москва — Санкт-Петербург, Москва — Нижний Новгород, Москва — Казань, внедрена услуга электронной регистрации, прошла, кажется, по всем новостным лентам. И даже первая пара тысяч пассажиров уже успела воспользоваться этим сервисом на поездах дальнего следования. Однако в процессе эксплуатации выяснилось, что всё не так гладко.

В теории придраться не к чему: по заявлению руководства РЖД электронная регистрация пассажира для посадки в поезд дальнего следования — это развитие проекта продажи проездных документов через Интернет. То есть в этом случае пассажиру даже не нужно получать бумажный билет: проводнику он предъявляет только документ, удостоверяющий личность, который был указан при регистрации через Сеть. На этом преимущества заканчиваются.

Дело в том, что в решении РЖД полностью отсутствует указание на оконечное абонентское оборудование, без которого невозможно считать систему электронного билета полноценным и законченным сервисом. И сегодня как минимум странно смотрятся распечатки списков пассажиров, прошедших электронную регистрацию на сайте, которые раздаются проводникам перед отправлением поезда. При этом электронной регистрацией можно воспользоваться только на конечных, а не на промежуточных станциях. Все это показывает низкий уровень ИТ-оснащения монополии.

И это при том, что подобные комплекты оборудования типичны, а программные средства управления — коробочные, их давно используют в Европе даже для продажи билетов на городской транспорт. К примеру, для автоматизации одного пассажирского состава достаточно одного ноутбука, установленного в штабном вагоне (постоянная связь с АСУ “Экспресс-3” осуществляется по сотовым или спутниковым каналам), а также мобильных коммуникаторов по числу проводников для проверки билетов (с бумажных копий сканируется штрихкод, остальные проверяются по четырнадцатизначному коду заказа). В качестве резервного канала связи можно организовать закрытую беспроводную сеть в пассажирских вагонах на базе нескольких хотспотов. Передача же данных на коммуникаторы может проходить в пакетном режиме по сотовой связи или по Wi-Fi от штабного компьютера. Кроме того, подобные оконечные устройства можно использовать для дополнительных сервисов. К примеру, для дистанционного заказа блюд в вагоне-ресторане, печати чеков при выдаче комплекты постельного белья, бронирования билетов на самолеты и поезда при стыковке на разных направлениях, а также для сбора статистической информации по загрузке вагонов.

Понятно, что число желающих приобрести билеты через Сеть или специальные транзакционные автоматы пока невелико, но со временем оно будет расти — сегодня многие люди не могут позволить себе часами стоять в очереди в кассу. Кроме того, электронная продажа билетов является экономичным способом для любой транспортной компании, что в позитивном плане может отразиться на их стоимости для пассажира (хотя у РЖД разница в цене между электронным и “обычным” билетом пока не заметна). Кстати, для увеличения количества пользователей транзакционных терминалов, установленных на вокзалах, руководству РЖД не мешало бы выставлять туда консультантов, которые могли бы заниматься экспресс-обучением на месте: практически каждый раз, когда я пользуюсь такими устройствами для приобретения билетов, там обязательно находятся пассажиры, которые не могут самостоятельно справиться с этой “электронной тумбой”.