Как показывают результаты исследования аналитического агентства Profi Online Research (в нем приняли участие 500 жителей крупных городов с населением более 1 млн. человек в возрасте 18—55 лет), подавляющее число опрошенных россиян (78%) пока еще не включили услуги мобильной связи в список тех трат, за счет которых они могут сэкономить во время кризиса. Всего 22% опрошенных указали на то, что кризис стал причиной, по которой они начали сокращать свои расходы на услуги провайдеров сотовой связи.

Но вот переплачивать за связь люди тоже не готовы. К примеру, 63% опрошенных отметили, что нет таких причин, которые бы мотивировали их отдавать за стандартную и базовую услугу передачи голоса больше денег, чем они платили раньше. В этой связи скрытые повышения цен операторами связи воспринимаются абонентами негативно и могут привести к увеличению оттока в пользу конкурентов. Хотя нынешний кризис пока не привел к серьезным изменениям в их действиях и потребительских привычках.

Судя по данным исследования, рынок VAS ожидают непростые времена: в условиях кризиса среди тех, кто начал сокращать затраты на услуги сотовых операторов, более половины решили умерить свои потребности в дополнительных платных сервисах. Речь идет об экономии на таких услугах, как голосовая почта, переадресация вызовов и особенно кастомизация своего мобильного терминала. Кроме того, еще 51% респондентов отметили, что стараются урезать затраты за счет “местных” разговоров — в этом отношении поле деятельности для “мобильных дискаунтеров” существенно увеличивается. Еще около трети участников опроса решили экономить на интернет-трафике — они переключаются на фиксированные каналы передачи данных дома или в офисе. Кроме того, прогнозируется спад активности в части SMS и более активный переход продвинутых абонентов на IM-клиенты, которые можно запустить на мобильных терминалах: ICQ, Qip и т. д.

Активны пользователи и в отношении тарифных планов — более половины участников опроса активно изучают предложения операторов связи в поиске более выгодного ТП для своего профиля потребления, причем 26% уже сменили тариф на более выгодный для себя, остальные (еще 30%) обдумывают этот вопрос. Причем люди начинают больше обращать внимание на стоимость тарифов, предлагаемых их сотовыми операторами.

Правда, исследование также показало, что основная масса потребителей мобильной связи достаточно крепко “привязана” к своему оператору: большинство (68%) даже в условиях кризиса не готово “изменить” своему поставщику мобильных услуг, пусть даже у конкурентов и есть более выгодные предложения. С одной стороны, предполагают исследователи, это связано с тем, что у нас каждый оператор занимает на рынке обособленную нишу и работает с разными целевыми аудиториями. С другой — пользователей страшит смена номера мобильной связи — хотя мало кто знает, что у всех компаний “большой тройки” есть специальные предложения на этот счет для новых “подключенцев” (сотни бесплатных SMS, льготная переадресация, подбор похожего номера, автоответчик и т. д.). Тем не менее доля таких пользователей постепенно снижается — если экономические условия станут еще хуже, то сменить давнего оператора на нового по финансовым соображениям согласится большее число абонентов.