Технология вычислений “в облаке” переходит из экспериментальной фазы в практическую и становится все более распространенной. В связи с этим аналитическая компания Gartner выделила пять основных характеристик “облачных” вычислений, с помощью которых пользователи смогут оценить, насколько предлагаемые им решения и услуги соответствуют “облачной” модели.

По определению Gartner, вычисления “в облаке” — это способ обработки данных, при котором масштабируемый и гибкий ИТ-функционал предоставляется заказчикам в виде услуги посредством интернет-технологий. По мнению аналитиков, осваивая вычисления “в облаке”, провайдеры и потенциальные заказчики должны учитывать основные характеристики, чтобы оценить, позволят ли эти услуги получить предполагаемый результат. Если сервис слабо масштабируется или не отличается гибкостью, его вряд ли удастся использовать в качестве общего решения для нескольких клиентов. Если его применение не поддается количественной оценке, то провайдер не сможет построить четкую схему ценообразования.

Поддержка предлагаемых характеристик позволит провайдерам предложить заказчикам эффективное решение и обеспечит экономию затрат. Однако предлагаемые в настоящее время услуги сильно различаются. Как считает Gartner, чем больше они соответствуют перечисленным ниже характеристикам, тем ближе они к модели “облачных” вычислений. Поэтому при проверке услуг следует оценивать их по всей совокупности характеристик, а не по какой-либо одной из них.

Сервис-ориентированность. Взаимодействие клиентов с провайдерами осуществляется с помощью хорошо структурированного интерфейса сервиса. Такие интерфейсы скрывают от заказчика детали реализации услуги и полностью автоматизируют общение между провайдером и потребителем. Такой сервис является готовым к использованию, потому что он разработан для удовлетворения определенных запросов группы клиентов, и именно технологии, а не сам сервис, настроены под эти запросы. В описании возможностей сервиса перечисляется не технологии и функции, а уровни обслуживания и ИТ-параметры (доступность, время реагирования, соотношение цена/производительность, четкие, заранее заданные процессы эксплуатации). Другими словами, главное внимание направлено на возможности данного сервиса, а не на то, посредством каких технологий они реализованы.

Масштабируемость и гибкость. С помощью сервиса потребитель может наращивать и сокращать вычислительные мощности со скоростью, зависящей от средств автоматизации, которая может варьироваться от секунд до часов. Гибкость — это характерная особенность совместно используемой совокупности ресурсов. Масштабируемость зависит от применяемой инфраструктуры и программных платформ. Под гибкостью подразумевается возможность изменения не только вычислительной мощности, но и экономической модели, т. е. автоматическое наращивание или сокращение объема потребляемой вычислительной мощности. Гибкость позволяет клиенту масштабировать сервис в зависимости от потребностей, добавляя или убирая ресурсы.

Совместное использование. Сервисы предоставляют доступ к совокупности ресурсов, чтобы обеспечить экономию за счет роста масштабов и использовать мощности с максимальной эффективностью. Основу сервиса составляют инфраструктура, программные платформы и приложения, которые совместно используются потребителями, которым, как правило, неизвестны технические детали. Такой подход позволяет использовать простаивающие ресурсы для выполнения заданий нескольких потребителей, работающих одновременно.

Плата за использование. Измерение сервиса строится с помощью оценок его использования, поддерживающих разные модели оплаты. Провайдеры применяют модель учета использования сервиса, которая затем может служить основой для построения различных схем и планов ценообразования, таких как платежи по мере использования, подписка на услуги, фиксированная плата и даже освобождение от оплаты. Но главное, что все расчеты строятся на основе использования услуги, а не стоимости оборудования. Цены планируются исходя из количественной оценки услуг, полученных потребителем, и могут зависеть от времени, объема переданных данных или других показателей использования.

Применение интернет-технологий. Сервисы доступны с помощью средств Интернета: идентификаторов, форматов и протоколов (URL, HTTP, IP) и Web-ориентированной архитектуры, служащей для представления данных в удобной форме. На рынке имеется много примеров применения Web-технологий для создания сервисов на основе Интернета: Gmail компании Google, онлайновый магазин Amazon.com, аукцион eBay и портал любителей кошек Lolcats. Во всех них применяются технологии и протоколы Интернета и Web.