Возможно, у мирового финансового кризиса будут не только экономические, но и технологические последствия: судя по данным аналитиков, спрос на мобильные ПК продолжает расти. Причем все больше пользователей приобретают подобные устройства не как дополнение, а как полноценную замену громоздким рабочим станциям, выполняющим роль рабочих “персоналок” или домашних мультимедийных компьютеров.

Чтобы лучше понять ситуацию, сложившуюся в этом плане в России, мы опросили наших читателей, представляющих корпоративных пользователей практически из всех регионов страны. Причем для полноты картины сделали два “среза”, разделённых временем примерно в десять месяцев (первый -- октябрь 2008 г., второй — июль-август 2009-го).

Интересно, что аудитория респондентов у нас получилась весьма “продвинутая”. К примеру, у 28,53% опрошенных опыт работы с мобильными ПК составляет от пяти до десяти лет. А еще 27,3% используют их в течение трех -- пяти лет. В среднем чуть больше трети опрошенных (30,09%) работает на подобных мобильных ПК до четырех часов в день, остальные — еще больше, до десяти и более (7,58%).

При планировании покупки своего следующего компьютера число желающих приобрести именно ноутбук или нетбук стабильно увеличивается (67,2% в 2008-м и 73,9% в 2009-м). И всё это потому, что именно такая техника позволяет выполнять стандартный минимум офисных задач и постоянно оставаться на связиблагодаря множеству беспроводных адаптеров (UMTS или WiMAX, Bluetooth, Wi-Fi). А вот количество тех, кто хочет приобрести настольный ПК, поскольку они не наблюдают у ноутбуков реальных преимуществ, снизилось — с 19,7% в прошлом году до 13,5% в этом. Весьма небольшая категория пользователей (2—3%) предпочитает для решения рабочих задач смартфон или коммуникатор, остальных интересуют те или иные “связки” настольных и мобильных компьютеров (нетбуки, MID, UMPC и т. д.)

Интересно, что одним из ведущих факторов приобретения мобильной техники является реальная потребность постоянно иметь при себе компьютер с необходимым набором ПО и рабочей информацией. И в прошлом, и в нынешнем году это был самый популярный вариант ответа: так считают 51,8% и 62,58% опрошенных соответственно. При этом доля пользователей, получивших мобильный ПК на работе, уменьшилась: в 2008-м таких насчитывалось 24,8%, в этом — всего 18,4%; тут сказывается экономия на основных средствах производства из-за финансового кризиса. Еще порядка 9,5% опрошенных используют мобильный ПК как дополнительный компьютер к настольной рабочей станции — чаще всего у них в компании установлена система синхронизации почты между несколькими рабочими машинами. При этом соображения престижа практически сошли на нет: наличие мобильного ПК никак не влияет на статус пользователя (при текущем опросе такую причину работы с ноутбуками отметило 1,84% респондентов, годом ранее — 2,91%). Дополнительными плюсами в пользу мобильной техники были компактность, небольшой вес и возможность оснастить мобильный ПК мобильным модемом (UMTS, CDMA или WiMAX) для доступа в беспроводную сеть передачи информации. (Кстати, за последний год операторы “большой тройки”, “Скай Линк” и “Скартел” все вместе реализовали чуть больше 2 млн. мобильных модемов — цены на них постоянно падают.) Кроме того, 42,24% участников опроса в этом году предпочитают постоянное подключение к Интернету с приоритетом беспроводной связи.

Мобильный ПК для пользователей в первую очередь служит средством офисной работы и коммуникации (офисные приложения, электронная почта, доступ в Интернет): годом ранее это отметили 68,61% опрошенных, в этом — 65,97%. На втором месте -- мобильное и емкое хранилище личной информации (5,10 и 7,76%), и только 8—9% респондентов использует такую технику в качестве вычислительных систем для проведения различного рода расчетов (полагаем, не очень сложных).

Кроме того, среди факторов, влияющих на выбор мобильного ПК, наиболее значимым оказалась производительность: годом ранее об этом думали всего 27% опрошенных, в этом — 35,26%. А вот роль фактора цены осталась практически без изменений — его на первое место стабильно ставит примерно одна пятая опрошенных. Диагональ дисплея (10,21 и 8,09%), емкость жесткого диска (2,18 и 3,76%), а также дизайн корпуса (2,91 и 1,73%) оказались не так уж важны. Совершенно не интересует респондентов и качество технической поддержки производителя — консультации по телефону все равно мало информативны при возникновении сложных проблем.

Интересно проследить и рейтинг недовольства: наибольшие нарекания вызывает продолжительность автономной работы от батареи — пользователи готовы “пожертвовать” такими показателями, как вес и стоимость мобильного ПК, но самый минимум, который их устраивает с точки зрения автономной работы, составляет 4—5 часов в режиме мобильного офиса. Причем количество недовольных растет: 34,3% годом ранее и 38,1% сейчас. На втором месте в “рейтинге неудовлетворенности” — невозможность модернизировать систему за разумные деньги (22,6 и 16,5% соответственно). (Яркий пример такой ситуации — мобильные ПК компании Apple, где даже батарея крепится капитально, без возможности ее замены в “полевых” условиях.) Третье место занимает соотношение цена/качество и величина торговой наценки (9,5% и 16,5%). Почти двукратный рост числа таких покупателей за год должен как минимум насторожить вендоров. Аналогичный рост, только в несколько более скромных размерах, демонстрируют и те, кто недоволен низкой защищенностью мобильных ПК перед вероятноcтью кражи. Сканеры отпечатков пальцев и мудреные системы шифрования помогают далеко не всегда, для этого необходимы действительно профессиональные системы.

Кстати, несмотря на высокую мобильность использование мобильных ПК во время поездок ограничено — в основном из-за невозможности “выйти в Сеть” с борта самолета или из купе скоростного поезда (очень надеемся, что это только пока). Видимо, поэтому количество тех, кто берет с собой мобильный ПК, но в транспорте им не пользуется, несколько увеличилась — с 27,73% в прошлом году до 30,4% в этом. Кроме отсутствия связи здесь сказывается и недостаток места между креслами в авиасалоне эконом-класса. Регулярно используют свой мобильный ПК прямо во время поездки или полета для работы только 8—12% опрошенных: их доля немного падает в пользу любителей развлечений. В прошлом году пользователей, просматривающих видео или играющих во время путешествия в компьютерные игры, было всего 1,45%, а сейчас — уже 5,47%. Но они предпочитают именно свои мобильные ПК, а не платные игры или контент, который доступен на терминалах, встроенных в спинки самолетных кресел. В целом количество путешественников с компьютерами в ручной клади постепенно растет: если год назад их было 62,74%, то в этом — уже 69%. Мало кто пользуется услугами бизнес-центров с арендой компьютеров (5—6%) или вообще не берет с собой компьютерную технику (12—15% опрошенн