По данным IDC, в первом полугодии 2009 г. (H1/2009) на российский рынок было поставлено 1,13 млн. печатающих устройств общей стоимостью 220 млн. долл. (в ценах поставщиков). По сравнению с первым полугодием 2008-го падение составило 52% в количественном выражении и 61% в денежном.

Эти данные практически совпадают с оценками ITResearch, согласно которым во II квартале 2009 г. объем продаж на российском рынке печатающих устройств составил 594 тыс. шт., что на 45% меньше, чем год назад. “В денежном выражении объем данного рынка сократился вдвое, — отмечают эксперты ITResearch. — Эти показатели оказались самыми низкими за последние шесть лет, что говорит о глубоком кризисе в отрасли. Интересно, что темпы снижения продаж были такими же, как и в начале года”.

Специалисты IDC подсчитали, что наибольшее количество поставок печатающих устройств на российский рынок в первые шесть месяцев 2009 г. осуществили HP, Canon, Samsung, Epson и Xerox. По их данным, в H1/2009 наибольшее снижение наблюдалось в сегменте монохромных лазерных устройств (54%) — было завезено 578 тыс. единиц товара общей стоимостью 140 млн. долл., в то время как поставки цветной лазерной техники сократились лишь на 42%, что соответствует 37 тыс. устройств общей стоимостью 25,6 млн. долл.

Похожие выводы делают и специалисты ITResearch. Среди основных технологических тенденций нынешнего года они отмечает явный сдвиг спроса бизнес-пользователей в сторону более скоростных монохромных принтеров для рабочих групп: “И в первом, и особенно во втором кварталах снижение спроса здесь было значительно меньше, чем на рынке принтеров в целом”.

Что касается продаж цветных лазерных устройств, то здесь аналитики ITResearch обращают внимание на то, что вновь более популярными стали цветные офисные печатающие устройства формата А4 начального уровня производительности (до 8 стр./мин), которые в докризисный период постепенно уступали рынок скоростным моделям.

По данным IDC, в сегменте струйных устройств печати за тот же период была поставлена 501 тыс. устройств на 47 млн. долл., что на 48% меньше, чем полгода назад. Более высокие, чем ожидалось, поставки в сегменте струйных устройств специалисты IDC объясняют тем, что несколько крупных вендоров уже начали подготовку к III кварталу, ожидая более успешных результатов за счет продаж, связанных с началом нового учебного года. Сегмент цветной лазерной печати, наиболее динамично развивавшийся на российском рынке в предыдущие периоды, показывал меньшие темпы снижения в первом полугодии 2009 г. по сравнению с другими устройствами. Однако в денежном выражении сокращение сегмента было более значительным, что объясняется как снижением цен, так и преобладанием low-end-устройств в общем объеме закупок. Но и спрос на монохромные устройства восстанавливаться еще не начал: на протяжении последних трех кварталов по сравнению с аналогичными периодами прошлого года падение составляет около 50%.

Эксперты ITResearch отмечают приостановку экспансии многофункциональных устройств (МФУ), которая в предыдущие годы была особенно активной в струйном сегменте. По их оценкам, в середине 2009-го рыночные доли МФУ и в лазерном, и в струйном сегментах оказались примерно такими же, что и год назад: лазерные МФУ составляли около 40% рынка, а струйные — около 70%.

Специалисты IDC считают, что в 2009 г. в целом на российском рынке печати будет наблюдаться значительный спад поставок (около 40% по сравнению с 2008-м). В то же время во II квартале было отмечено замедление падения поставок по сравнению с двумя предыдущими кварталами — 46% против 56% в I квартале и 52% в IV квартале 2008 г. “Мы ожидаем, что падение объемов поставок продолжит замедление во втором полугодии, а в следующем году ситуация начнет улучшаться, — считает аналитик IDC Russia по устройствам печати Алина Селиверстова. — Российский рынок устройств печати по-прежнему не достиг насыщения, что в сочетании с фактором отложенного спроса, вызванного кризисом, должно привести к заметному росту в 2010—2011 гг. Кроме того, кризис может способствовать дальнейшему развитию аутсорсинга услуг печати (когда клиент покупает не устройство, а услугу печати документов на постраничной основе на оборудовании подрядчика), усовершенствованию схем продаж и эффективности работы поставщиков в целом”.