В течение ближайших пяти лет Acer собирается выйти на рынки ЖК-телевизоров и электронных книг. Об этом сообщило, в частности, агентство Bloomberg, ссылаясь на недавнее заявление Стэна Ши. Основатель тайваньской фирмы в последние годы регулярно говорит о необходимости более активной диверсификации бизнеса Acer. Одна из главных причин, побуждающих компанию следовать по этому пути, — перспектива сокращения объёма мирового ПК-рынка. Сейчас это тем более актуально, поскольку нынешний мировой экономический спад уже нанёс ПК-отрасли значительный, по мнению Стэна Ши, ущерб.

Сегодня персональные компьютеры относятся к категории не самой выгодной для поставщиков — с точки зрения получаемой прибыли — продукции, а кризис к тому же вызвал повышение спроса на более дешевые и менее прибыльные ПК. Естественно, это сказалось на доходах и прибыли Acer. По информации тайваньской компании, опубликованной в начале сентября, её доходы за первую половину 2009-го уменьшились на 6%, а чистая прибыль — более чем на 25% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

По оценкам экспертов, в нынешнем году — впервые с 2001-го — ожидается сокращение объема продаж ПК. В частности, в соответствии с июльским прогнозом фирмы iSuppli уменьшение поставок ПК по сравнению с 2008-м может достигнуть 4% (в 2001-м падение рынка составило 5,1%). Уже подведенные аналитическим агентством Gartner итоги говорят о том, что во втором квартале 2009-го снижение объема мировых поставок компьютеров в штучном выражении составило 4,8%, а в регионе EMEA — даже 10,9% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

В отличие от ПК-рынка сегменты ЖК-телевизоров и электронных книг аналитики относят к числу перспективных и бурно развивающихся. Например, согласно июньскому прогнозу DisplaySearch, мировые поставки ЖК-телевизоров вырастут со 105 млн. (в 2008 г.) до 203 млн. штук (в 2013-м). По мнению Стэна Ши, развитие современных ПК идёт в направлении интеграции с цифровым телевидением, поэтому в сегменте ЖК-телевизоров у ПК-компаний есть хорошие шансы для конкуренции с традиционными поставщиками телевизионных приёмников.

Рынок электронных книг, как считает основатель Acer, предоставляет ПК-компаниям ещё больше возможностей, да и расти он будет гораздо динамичнее сегмента ЖК-телевизоров. В соответствии с недавним прогнозом In-Stat объём поставок электронных книг на мировой рынок в 2013-м достигнет 28,6 млн. устройств, при том что в 2008 г. он составил только 924 тыс. штук.

По словам Стэна Ши, главная задача, стоящая перед Acer в связи с выводом на рынок новой продукции, — правильное определение временных рамок: изделия надо выпустить не слишком рано, но и не опоздать с началом их поставок. К настоящему времени компания уже начала пробные продажи ЖК-телевизоров под своим брендом (в том числе они продаются и в нашей стране). Что же касается выпуска электронных книг, то Acer ожидает более подходящего момента для его старта, связывая его с повышением спроса на этот вид продукции. Как сообщил Стэн Ши, Acer передаст производство ЖК-телевизоров и электронных книг на аутсорсинг подобно тому, как она делает это с компьютерами.

Аналитики считают принятые Acer решения о диверсификации бизнеса в целом правильными. Однако ряд экспертов сомневается в успешности выхода тайваньской компании в новые сегменты, ссылаясь, например, на то, что рынок ЖК-телевизоров требует использования отличной от ПК-сегмента бизнес-модели. Осваивая новые для себя рынки, Acer столкнётся с серьёзной конкуренцией: в области ЖК-телевизоров 61% объёма глобальных продаж в первом квартале нынешнего года приходилось на долю пятёрки ведущих игроков во главе с Samsung и LG Electronics (оценка DisplaySearch), а в сегменте электронных книг доминируют компании Amazon и Sony. При этом, как признался Стэн Ши, до сих пор продукция тайваньских компаний в области аудио- и видеоаппаратуры “не столь хороша в сравнении с ПК” и здесь необходимо ещё ликвидировать отставание от конкурентов.

Тем не менее в настоящее время портфель Acer не ограничивается одними лишь компьютерами. Компания уже и раньше предпринимала меры по диверсификации бизнеса. Один из последних её шагов в этом направлении — выпуск смартфонов. В планах фирмы — к 2012 г. поставить 20 млн. устройств данного класса и войти в пятерку ведущих мировых брендов соответствующей продукции. Acer намерена добиться, чтобы к 2011-му 10% её совокупного объёма продаж приходилось на смартфоны. Пока же основной оборот компании приходится на мобильные и настольные системы (см. диаграммы).

Сейчас Acer занимает третью строчку в рейтинге мировых производителей ПК (с долей рынка 13,5% в штучном исчислении — оценка Gartner по результатам II кв. 2009-го), отставая только от Hewlett-Packard и Dell. При этом тайваньская компания близка к тому, чтобы занять вторую позицию (от которой её отделяет лишь 0,1% доли рынка), тем более что она демонстрирует самый динамичный среди пятерки лидеров рынка рост.

В ближайших планах Acer — выпуск 3D-ноутбуков и блокнотных компьютеров на базе процессора ARM.