В настоящий момент мобильные VoIP-приложения, которые позволяют пользователям совершать звонки через беспроводные сети, задействуя не каналы передачи голоса, а каналы передачи данных, крайне негативно воспринимаются крупными провайдерами сотовой связи. К примеру, Deutsche Telekom и AT&T анализируют трафик абонентов и в режиме онлайн снижают скорость передачи данных тем, кто работает с VoIP-системами. Пока что такая ситуация закономерна: ведь это угроза снижения счета в роуминге, а также потеря определенной части доходов от дальних звонков, сегодня как никогда реальная и особенно ощутимая во время общего снижения ARPU клиентов из-за финансового кризиса.

Создание виртуальных торговых моллов производителями мобильных терминалов и операционных систем в определенной степени помогает этому процессу тотального контроля. Дело в том, что большинство производителей работает по операторской модели продаж, поэтому вендоры ориентируются на реакцию провайдеров мобильной связи и, вполне естественно, запрещают разработчикам размещать в своих магазинах ПО с полноценной VoIP-функциональностью. “Обрезке” подвергается возможность установления VoIP-связи по голосовым каналам UMTS-сетей, а также call-back, использование которого для абонента обходится значительно дешевле прямого вызова при дальних звонках. К примеру, недавний случай с тем, что VoIP-решение Google Voice так и не было добавлено в App Store, иллюстрирует именно эту ситуацию. Формально в магазине для iPhone решения с VoIP присутствуют — есть и Fring, и nimbuzz, и TruePhone, и даже бесплатные системы iCall free Voip, truphone, FriendCaller Instant Voip. Правда, с одним ограничением: они могут работать только по Wi-Fi, не осуществляя передачу через UMTS-сети.

Хотя так действуют далеко не все вендоры — в частности, в магазинах для терминалов BlackBerry и Android многочисленные мобильные VoIP-приложения не встречают столько проблем и спокойно распространяются. Скорее всего не будет особых сложностей и в магазине ПО для Windows Mobile. Кроме того, существуют примеры, когда VoIP не находится “в загоне”, а активно развивается, о чём говорят аналитики из В-Stat. Наиболее благосклонно к этому относятся немногочисленные операторы MVNO, интегрированные провайдеры связи, у которых присутствует и фиксированная, и мобильная составляющая, — им все равно какой трафик пропускать через свои магистральные сети. Определенно интересуются мобильным VoIP и транзитные операторы связи, которые стремятся выйти на смежные рынки. Кроме того, VoIP-решения продвигают 3G-новаторы — операторы с лицензиями, вышедшие на рынок UMTS-сетей позже всех в тех странах, где рынок таких услуг уже сформирован: для развития им все равно приходится играть в низшем ценовом диапазоне. Определенная перспектива есть и для WiMAX-операторов: там VoIP для исходящих звонков с мобильных терминалов дело вполне решенное. Существуют также рынки, где мобильный VoIP развивается только потому, что его абонентская доля на общем фоне пользователей невелика, — к ним относится и Россия, где операторы “большой тройки” пока всерьез даже не рассматривают конкуренцию со стороны VoIP-проектов. Как раз здесь активно действуют производители самых разных VoIP-решений: сегодня с виртуальными торговыми моллами имеет дело весьма небольшая часть пользователей смартфонов и коммуникаторов (а есть ещё и значительная часть взломанных решений, где можно установить любое ПО), поэтому у них есть шанс продвинуть свои программы-клиенты с тем, чтобы просвещенные абоненты мобильной связи устанавливали их самостоятельно.

Развитие мобильного VoIP, по мнению аналитиков из В-Stat, все-таки уже не остановить: несмотря на противодействие операторов связи пользователям интересно выбирать наиболее оптимальную цену за голосовые вызовы при схожем качестве предоставления услуги. Кроме того, VoIP интересует и корпоративных клиентов с большими объемами трафика в FMC-проектах. В-Stat прогнозирует, что к 2013 г. объем рынка мобильных VoIP-сетей во всем мире будет равен 32,3 млрд. долл. при 278 млн. платных пользователей, — чуть меньше, чем сегодня есть у одного только Skype, но это не “балласт мертвых душ”, а люди, готовые оплачивать счета голосовую связь. Положительным моментом, влияющим на развитие рынка, будет развитие мобильного WiMAX и переход операторов связи на LTE — ведущей услугой постепенно станет передача данных, а не голосовой трафик.