Перманентная автоматизация вузов и внедрение инновационных методов обучения в различные классические образовательные курсы имеет и обратную сторону медали: у учебного заведения существенно возрастают операционные затраты на обслуживание огромного парка разнокалиберной компьютерной техники. С этой ситуацией столкнулись и в Калмыцком государственном университете (КГУ), где со времен создания первого компьютерного класса прошло уже больше двадцати лет.

Исходная ситуация

“За минувшее время число компьютеров, используемых для обучения студентов, росло экспоненциально, — говорит Лидия Кобцева, начальник отдела информатизации КГУ. — Из одного компьютерного класса с парой десятков ПК мы выросли в полноценную ИТ-инфраструктуру поддержки образовательного процесса, где только для учебных целей используется 26 компьютерных классов: общее количество компьютеризированных рабочих мест для студентов и преподавателей превышает 770 единиц самой разнообразной по системным параметрам техники”. Поскольку все эти помещения разнесены по учебным корпусам, удаленным друг от друга вплоть до нескольких километров, а программное обеспечение, установленное на компьютерах, различно (как и конфигурации самих ПК), решение вопросов с администрированием техники, ее защитой от вирусов, периодическими ремонтами компьютеров становилось все более сложными и менее оперативными. Кроме того, технику необходимо модернизировать, а при таком большом парке разнообразных ПК делать это централизованно очень сложно.

“Именно поэтому, — говорит Лидия Кобцева, — мы стали задумываться об унификации тех ИТ-решений, которые есть в нашем распоряжении. Определенным “пусковым механизмом” для переоснащения послужило завершение строительства нового учебного корпуса университета, отстоящего примерно на километр от того здания, где исторически размещены серверы локальной сети образовательного учреждения”. Таким образом, перед ИТ-службой вуза встал выбор: либо подобрать вариант оснащения учебных компьютерных классов и читального зала библиотеки “старыми” методами, что было бы быстро по времени, но увеличило бы издержки на содержание системы в будущем, либо создать новое решение, которым было бы просто управлять с помощью минимального количества персонала и без потери качества образовательного процесса. “Мы выбрали второй вариант, провели мониторинг рынка и по результатам открытого государственного аукциона заказали решение Sun Ray. С результатами внедрения систем класса тонкий клиент в образовательном процессе вуза наши специалисты познакомились в 2007 г. на примере научной библиотеки Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, так что основные преимущества работы этой системы были нам известны из опыта коллег. Также стоит отметить, что решение на тонких клиентах не потребовало никаких дополнительных инвестиций в модернизацию СКС”, — рассказала г-жа Кобцева.

Судя по информации ИТ-экспертов КГУ, в качестве основных положительных черт такого решения можно отметить тот факт, что модернизация программного обеспечения происходит только на сервере, а это влечёт за собой автоматическое обновление ПО на клиентском рабочем месте, удаленном от администратора на расстоянии 1 км. При этом не требуется постоянного присутствия инженера в классах, где размещено более пятидесяти рабочих мест. Кроме того, тонкие клиенты отличаются низким энергопотреблением (от 4 Вт) и отсутствием шума — в Sun Ray просто нет вентиляторов (что к тому же убирает из стоимости обслуживания периодическую чистку от пыли). Дополнительным плюсом была грантовая поддержка производителя (в рамках программы Matching Grant), которая почти вдвое снижает затраты на приобретение как тонких клиентов, так и серверов с дисковыми массивами для учебных заведений, а также расширенная гарантия сроком на три года. Отметим, что подобные проекты по внедрению Sun Ray можно встретить в системе образования, здравоохранения и даже на службе у дистрибьюторских компаний.

Практика внедрения

После подведения итогов конкурса и согласования окончательной конфигурации решения компания “Эльбрус-2000” осуществила в 2008 г. с помощью дистрибьютора OCS поставку необходимого оборудования и выполнила комплекс работ по вводу терминальных классов Sun Ray в эксплуатацию ( процесс внедрения занял всего семь дней). После приобретения оборудования отдел по работе с образовательными организациями российского представительства Sun Microsystems пригласил специалистов КГУ на бесплатное обучение в специальный компьютерный класс Российского университета дружбы народов, оборудованный именно тонкими клиентами Sun Ray.

“Кстати, — говорит Лидия Кобцева, — нашим администраторам не пришлось серьезно переучиваться: вся серверная и клиентская часть может работать на тех же операционных системах, к которым привыкли наши ИТ-специалисты, а настройки сервера Sun Ray проводятся из удобной и интуитивно понятной визуальной консоли, поэтому особых трудностей персонал не испытывает”.

В настоящий момент в университете установлено три класса по 18 терминалов Sun Ray в каждом. Два из них предназначены для учебных занятий и самоподготовки студентов по специальностям “Педагогика и методика начального обучения”, “Государственное и муниципальное управление”, “Финансы и кредит”, “Бухгалтерский учет и аудит”, “Экономика и управление” и “Юриспруденция”. Третий класс отдан научной библиотеке КГУ, которая ежегодно обслуживает более 20 тыс. читателей. Надежда Каншаева, директор этой библиотеки, отмечает: “Sun Ray очень нетребователен к квалификации пользователей, в роли которых выступают как сотрудники библиотеки, так и читатели — студенты и преподаватели университета. За три месяца работы у нас не возникло никаких сложностей в освоении и эксплуатации. После подключения терминальных рабочих мест в читальном зале библиотекарь должен лишь включить терминалы утром и выключить вечером”. За прошедший учебный год решение было полностью обкатано и принято в “боевую” эксплуатацию — система отключалась только в связи с плановой модернизацией сетевого хозяйства в период летних каникул.

Одной из важных задач для библиотеки является постоянное пополнение и развитие электронных каталогов и оцифрованных материалов. Уже сейчас для читателей в электронном виде доступны базы данных каталога фонда редких изданий, труды ученых КГУ, копии редких изданий XIX-XX вв. по монголоведению, учебно-методические комплексы по дисциплинам (УМКД), преподаваемым в вузе. На сегодня доступно для просмотра более 600 научно-методических работ преподавателей КГУ и более 1900 УМКД в формате DOC и PDF, с которыми пользователи научной библиотеки имеют возможность знакомиться с персональных компьютеров и терминалов Sun Ray, подключенных к локальной сети вуза.

Всего в КГУ было установлено 54 тонких клиента Sun Ray 2, два сервера Sun Ray (Sun Fire X4100 M2 x64), два сервера приложений (Sun Fire X4600M2 x64) и два дисковых массива (Sun StorageTek 2540 FC Array). Проектируя данное решение, специалисты компании “Эльбрус-2000” исходили из того, что система должна обеспечить непрерывность учебных процессов в настоящем и возможность расширения классов Sun Ray в будущем. Таким образом, два сервера Sun Ray были объединены в отказоустойчивую группу для поддержки непрерывной работы пользователей и балансировки нагрузки между серверами. Кроме того, реализованная схема подключения позволяет в два раза увеличить количество рабочих мест Sun Ray без приобретения дополнительного серверного оборудования.

На сервере Sun Ray установлены ОС Solaris 10 и SunRay Software 4.0. На сервере приложений — ОС Windows Server 2003 и пакеты офисных программ. В настоящий момент для пользователей на сервере приложений установлен свободно распространяемый офисный пакет OpenOffice, а также concurrent-лицензии Microsoft Office для тех дисциплин, в преподавании которых педагоги используют программные продукты Microsoft. Кроме того, для учащихся и преподавателей доступно программное обеспечение, получаемое вузом в рамках подписки Microsoft Developer Network Academic Alliance (MSDN AA). Сетевая антивирусная защита — Eset NOD32. С клиентов доступно и такое ПО, как Adobe Reader, Internet Explorer, “ИРБИС”, “Гарант”, “Консультант-Плюс”.

“Перед внедрением мы столкнулись с непростой задачей, связанной с тем, что нужно было увязать все технологические и функциональные особенности, которые есть у тонких клиентов, с внутренними регламентами использования компьютерного оборудования для различных учебных дисциплин, — вспоминает Лидия Кобцева. — В результате пришли к выводу, что для нас оптимальным будет создание типовых учебных мест со стандартным списком приложений, который будет охватывать потребности по нескольким дисциплинам. Кроме того, в каждом классе мы оборудовали рабочее место преподавателя на базе самого обычного ПК с возможностью осуществлять печать нужных материалов и сохранять информацию на внешних носителях. На этом компьютере преподаватель может быстро предложить к рассмотрению новые учебные материалы, а также проконтролировать работу студентов. В читальном зале благодаря отсутствию возможности несанкционированного копирования информации с тонких клиентов можно гарантировать соблюдение всех норм гражданского законодательства по охране авторских прав разработчиков электронных ресурсов, включенных в полнотекстовые базы библиотеки”.

При оценке эффективности Sun Ray в сравнении с обычными персональными компьютерами ИТ-специалисты КГУ в первую очередь выделяют существенное уменьшение времени, требуемого на администрирование подобных компьютерных классов: если и возникают вопросы по работе Sun Ray, то они решаются в серверной, а не в месте установки терминалов. Тем более не требуется вводить дополнительные ограничения на подключение внешних устройств, ограничивать доступ студентов к различным ресурсам: технология, заложенная в архитектуру Sun Ray, позволяет настроить типовые рабочие места, на которых можно четко регламентировать все действия пользователей, чтобы впоследствии администратор на тратил время на ремонт и исправление некорректных действий студентов. Снизились затраты и на защиту компьютерных классов — сама типология клиентских станций исключает возможность заражения рабочих мест вирусами с внешних носителей студентов и преподавателей.