В последние несколько лет на ИТ-рынке сформировался еще один сегмент, который получил название “унифицированные коммуникации” (Unified communications, UC). Он объединяет средства, которые обеспечивают возможность взаимодействия отдельных людей, групп и компаний с применением различных коммуникационных каналов, управляемых из единого центра таким образом, что пользователь имеет возможность оперативного выбора такого варианта общения, который доступен в данный момент и обеспечивает лучшим способом решение конкретной задачи. На рынке появились отдельные серверы, которые представляют собой специально разработанные консолидированные продукты, но чаще всего речь идет о добавлении новой UC-функциональности в существующие коммуникационные приложения.

По мнению исследовательской компании Gartner, интерес со стороны предприятий к использованию UC растет, но в то же время разобраться в ситуации в данной сфере не так-то просто. Это во многом объясняется и тем, что сегмент UC формировался в условиях как бы слияния течений из двух разных, ранее практически не пересекавшихся ИТ-областей — коммуникационно-сетевой и программной. Так или иначе, но многие компании сегодня просто не могут понять, с чего им нужно начинать освоение и внедрение UC-решений. Имея в виду эту проблему, специалисты Gartner выполнили исследование “Разработка дорожной карты для корпоративных унифицированных коммуникаций (“Developing an Enterprise Unified Communications Road Map”), в котором представлены обзор имеющихся на рынке решений и продуктов, а также планы работы в этой области основных поставщиков на ближайшие пять лет.

Общая ситуация на рынке

Ключевыми компонентами, входящими в состав UC, при этом являются IP-АТС (IP-PBX), передача голоса через IP (VoIP), технологии обнаружения присутствия, электронная почта, различного рода телеконференции (аудио, Web, видео), голосовая почта, унифицированные сообщениями (unified messaging, UM), мгновенные сообщения (IM), а также различные формы поддержки мобильной связи. Важной функцией UC является обеспечение возможности интеграции коммуникационных средств непосредственно с деловыми приложениями, которую Gartner называет деловыми процессами с доступностью коммуникаций (communication-enabled business process, CEBP).

В принципе, коммуникационных продуктов, решающих такие задачи по отдельности и ориентированных в том числе и на корпоративных заказчиков, на рынке довольно много, но интеграция их в единый унифицированный комплекс — задача непростая. Проблема для клиентов заключается в том, что в большинстве случаев они вынуждены строить собственную UC-инфраструктуру эволюционным путем, используя уже имеющиеся унаследованные средства и системы.

В то время как сегодня большинством решений поддерживаются основные отраслевые стандарты, такие как Session Initiation Protocol (SIP), главной тенденцией здесь являются ориентация на применение федеративной модели взаимодействия различных компонентов и возможность интеграции с продуктами третьих фирм. Это позволяет компаниям обеспечивать наибольшую гибкость в конкретных системах, включая в них нужные им компоненты и используя имеющиеся унаследованные решения.

Хотя в отчете Gartner отмечается растущий интерес заказчиков к UC, там же говорится о том, что фактическое задействование таких унифицированных средств находится на относительно невысоком уровне. Это объясняется несколькими технологическими и организационными причинами: 

  • предприятия уже сделали серьезные инвестиции в свою коммуникационную инфраструктуру и не намерены идти на какие-то революционные шаги по ее замене; 
  • многие приложения и продукты являются довольно сложными для развертывания. Их реальное применение в компаниях требует от заказчиков внесения изменений в организационную структуру предприятий; 
  • требования бизнеса часто основаны на принципах или быстрого возврата инвестиций, или стратегических инвестиций. В первом случае быстрой отдачи от сложенных средств в коммуникационную среду вряд ли можно ожидать, а во втором нужны очень четко сформулированные критерии эффективности затрат, что сделать тоже очень непросто.

Тем не менее Gartner считает, что барьеры на пути внедрения UC будут устраняться, и мы в ближайшее время увидим повышение уровня использования этих средств в организациях.

Что касается расстановки сил вендоров на данном рынке, то она представлена в отчете в виде традиционного магического квадранта (см. рисунок). При его построении Gartner использовала оценки продуктов по шести основным направлениями: голосовая и телефонная связь; различные конференции (аудио, видео и Web); обмен сообщениями; определение присутствия и мгновенные сообщения; поддержка клиентского интерфейса; наличие интегрированных коммуникационных приложений.

Говоря об общей ситуации на UC-рынке, Gartner отмечает продолжающиеся процессы его консолидации. В 2009 г. наблюдается растущая конкуренция среди поставщиков в условиях борьбы вендоров за сократившиеся ИТ-бюджеты заказчиков.

Лидеры рынка

Alcatel-Lucent

В портфеле Alcatel-Lucent есть всеобъемлющий набор UC-средств, которые интегрируются с широким кругом партнерских решений. Центральное место в этом ПО занимает пакет OmniTouch Instant Communications Suite (ICS), который может дополняться продуктами OmniPCX (расширенные функции телефонии) и Genesys Enterprise Telephony Software (интеграционное ПО для взаимодействия с решениями третьих фирм). Сильной стороной компании является ее присутствие почти во всех регионах мира. В то же время эксперты Gartner отмечают, что компании нужно как следует потрудиться для того, чтобы расширить свою деятельность на критически важном для делового успеха рынке Северной Америки. Ей следует также наращивать усилия по сотрудничеству с ведущими поставщиками ПО групповой работы, в первую очередь с IBM и Microsoft. Кроме того, надо иметь в виду, что доля корпоративных клиентов в общем бизнесе Alcatel-Lucent пока не превышает 10%.

Avaya

Главное UC-решение компании — это пакет Avaya Aura, который включает компоненты Communication Manager, Application Enablement Services и System Manager, а также выпущенные недавно Session Manager и Presence Services. Кроме того, в арсенале Avaya есть отдельные продукты Modular Messaging и Meeting Exchange и портфель решений для контакт-центров. Компания активно занимается развитием своей партнерской экосистемы.

В то же время Gartner отмечает заметные слабости UC-портфеля Avaya, которые во многом объясняются тем, что эта компания, являющаяся лидером в сегменте телефонии, все же довольно новый игрок на рынке унифицированных коммуникаций. В частности, в отчете говорится о неравномерности покрытия нужного для корпоративного сектора функционала собственными средствами Avaya. Эксперты обращают внимание и на необходимость развития сотрудничества компании с другими ведущими поставщиками коммуникационного ПО, а также на расширение ее географического присутствия в мире.

Cisco

UC-решения компании покрывают весьма широкий спектр задач и имеют особенно сильные позиции в двух критически важных направлениях — голосовой связи и телеконференциях. Речь идет в первую очередь о ее VoIP-продуктах в комплексе с Unified Communications Manager, а также о Unified MeetingPlace в комбинации с WebEx и TelePresence. Плюсом Cisco является ее мощное присутствие на корпоративном рынке в масштабах всего мира с опорой на ее глобальную партнерскую сеть. Недостаток UC-портфеля Cisco -- слабая интеграция с продуктами, в том числе с бизнес-приложениями, третьих фирм. Кроме того, совокупная стоимость владения средствами Cisco довольно значительна.

IBM

Набор решений IBM Unified Communications &Collaboration (UC2) основан на ПО Lotus Notes (обмен сообщениями), Sametime (поддержка групповой работы) и клиентской среды Eclipse. Все эти продукты хорошо известны на корпоративном рынке, их продвижением занимается огромная партнерская сеть компании, а также ее собственные сервисные подразделения IBM Global Technology Services и IBM Global Business Services. Новая версия Sametime Unified Telephony расширила возможности интеграции решений IBM с партнерскими решениями в области телефонии. Имея традиционно сильные позиции на рынке крупных заказчиков, корпорация продолжает осваивать направление малых и средних предприятий. Однако нужно иметь в виду, что UC-продукты IBM пока еще являются довольно новыми для рынка, к тому же они сильно завязаны друг на друга и имеют заметные ограничения в плане интеграции с решениями других поставщиков.

Microsoft

Набор UC-решений компании — это в первую очередь Exchange Server, Office Communications Server (OCS) и Active Directory, усиленные стратегическими партнерскими соглашениями в различных специализированных областях, таких как голосовая почта и конференции. И, конечно, нужно также иметь в виду наличие огромной глобальной партнерской сети. В продвижении UC-платформы корпорация опирается на мощные позиции во многих сферах ИТ-рынка, включая клиентские ОС, электронную почту и поддержку групповой работы.

Весьма слабым местом Microsoft пока остается функциональность телефонии. Эксперты Gartner отмечают также не очень оптимальную систему лицензирования, которая не позволяет заказчикам оплачивать только нужные им средства. Кроме того, требуется время на то, чтобы заказчики смогли убедиться в новых возможностях поддержки аудио- и видеоконференций в OCS. Плюс к этому партнерам Microsoft надо накопить опыт, необходимый для эффективного продвижения UC-продуктов на рынок.

Siemens Enterprise Communications (SEC)

Набор Siemens OpenScape включает весь необходимый UC-функционал. Сильной стороной этого ПО является его модульная структура, которая позволяет использовать компоненты как вместе, так и по отдельности. Но для успешной борьбы на глобальном рынке компании следует усилить свои позиции в Северной Америке, что представляется делом очень непростым.