Российский рынок АТС для малых и средних компаний стал приходить в себя после финансового кризиса только с начала сентября этого года. Причем за прошедшие три квартала предпочтения пользователей весьма серьезно модифицировались. О новых тенденциях этого рынка, о его географии и структуре спроса, а также о конкурентной борьбе Евгений Трещетенков, руководитель департамента телекоммуникаций “Панасоник Рус”, рассказал научному редактору PC Week/RE Максиму Букину.

PC Week: Как можно охарактеризовать текущую ситуацию на российском рынке цифровых АТС для малых и средних компаний? В какой степени на нем сказался финансовый кризис?

Евгений Трещетенков: Учитывая специфику бизнеса и значительный объем рынка, наши продажи — это в определенной степени индикатор того, что происходит с российскими предприятиями. Разумеется, в ноябре 2008 г. серьезно снизились продажи наших партнеров — большинство заказчиков думало не о развитии, а хотя бы об удержании текущих позиций и финансовых потоков, об уменьшении затрат. И это в первую очередь коснулось телекоммуникационного рынка. Отмечу, что ситуация спада развивалась неоднородно: малый и средний бизнес отреагировал на финансовый кризис мгновенно, в ноябре-декабре прошлого года было начало серьезного спада, который завершился примерно в марте. А по крупным компаниям и государственным заказчикам дно было достигнуто только во втором квартале 2009-го — в мае-июне. Но эта ситуация вполне объяснима: большинство таких проектов растянуты по времени и их финансирование осуществляется целевым образом на определенный промежуток времени вперед.

Таким образом, к весне у нас сложилась очень тяжелая ситуация: склады дистрибьюторов почти полностью заполнены, а продажи минимальны. Напряжение передалось на всю цепочку поставок оборудования от производства до конечных потребителей, которые серьезно сократили свои текущие покупки и предварительные заказы. К примеру, средние месячные продажи до ноября 2008 года составляли 75 тыс. портов (весьма значительная цифра по российским меркам — Прим. ред.), включая АТС емкостью до восьми внутренних абонентов. Сейчас результаты продаж, конечно, гораздо скромнее.

После периода неопределенности и ожидания, небольшой, осторожный рост и оживление рынка началось только в сентябре 2009-го. Ситуация остается все еще крайне нестабильной, но мы испытываем определенный оптимизм. На восстановление рынка уйдет до трех лет — и то после этого мы лишь вернемся к показателям 2008 года. Несмотря на “проседание” это был самый успешный год на рынке цифровых АТС за последнее время. Причем этот рост начался именно с небольших и средних компаний, которые начинают не просто закупать оборудование, а реализовывать действительно интересные, пусть и локальные, проекты. Но в целом изменение спроса на абонентские терминалы и модельный ряд АТС можно будет уточнить только весной 2010-го — это связано одновременно и с некоторой нехваткой оборудования, возникшей сейчас в связи с возобновлением спроса.

PC Week: Изменилась ли структура спроса со стороны компаний СМБ после финансового кризиса? Отмечается ли определенная реструктуризация рынка?

Е. Т.: Перераспределение интересов, разумеется, есть — в основном это связано с резким ужесточением расходов и тщательной проверкой их эффективности. Запросы на АТС с дополнительным функционалом уменьшились — отбрасываются все излишества. К примеру, пока не пользуется спросом станционный DECT и т. п. Снижение спроса отмечено и в области систем распределения вызовов. Довольно сильно упали продажи абонентских устройств — как цифровых, так и IP. Все это в целом уменьшает функциональность решений для клиентов, но компании на это, к сожалению, идут, заменяя современные решения теми, которые были актуальны только вчера. Правда, они дешевле, что позволяет снизить стоимость подобных внедрений.

Изменение запросов также связанно с тем, что, к примеру, серьезно пострадал сегмент бизнеса по продаже и ремонту автомобилей — интенсивное развитие предыдущих лет с соответствующими закупками современного оборудования сменилось падением. Следовательно, упал спрос на решения, связанные с CTI [Computer Telephony Integration], мобильные решения для сотрудников в салонах по продаже машин и технических центрах по ремонту автомобилей.

Кроме того, в состоянии финансового кризиса меняются и предпочтения рынка в целом. Раньше мы шли примерно в общем русле мировой тенденции, когда увеличивались продажи цифровых АТС, IP-терминалов, появлялись новые решения интеграции с ERP-системами, что было связано со стремлением различных компаний-клиентов к более эффективному построению бизнеса. Но сейчас для многих проще нанять в случае необходимости больше сотрудников, которые будут, скажем, переключать вызовы на ресепшен, чем вкладывать средства в более совершенные АТС, так как прогнозы изменения экономической ситуации до сих пор неопределенные.

Есть, правда, и определенная специфика: рынок аналоговых решений, наоборот, весьма активен — особенно в регионах. Кстати, этот сегмент рынка будет значительным еще достаточно продолжительное время. Например, многие прогнозировали, что рынок факсов почти умрет уже к середине нынешнего десятилетия. Но до кризиса общий рынок этого оборудования в России стабильно рос на 5% в год: несмотря на развитие электронной почты и ШПД, а также рынка МФУ. Так что рынок аналоговых АТС на несколько лет останется уж точно: здесь играет роль и небольшая стоимость “входного билета”, и низкие эксплуатационные расходы на такую технику.

Изменения рынка скорее отмечаются в сегменте IP-решений. Если внимательно просмотреть статистику продаж, то можно отметить, что на рынке СМБ в России IP-терминалы используются пока в очень ограниченном объеме. Но количество IP-подключений через операторов связи, когда удаленные офисы компаний объединяются в общую телефонную сети, в нашей стране до кризиса резко росло. За последний год этот рынок развивался медленнее, чем раньше, Сейчас использование соединений с сетями операторов связи по IP практически полностью восстановилось по своему росту — возможно, это связано с экономической составляющей такой организации доступа: она намного дешевле подключения по телефонным фиксированным линиям связи.

PC Weeek: Какова сейчас конкурентная обстановка на рынке АТС для СМБ?

Е. Т.: До кризиса в России и странах СНГ был большой темп роста на рынке АТС для СМБ, порядка 20—25% в год, и доля нашей компании в регионе в классе оборудования емкостью до 100 абонентов составляет более 45%. У нас сбалансированная линейка IP-решений — продукты серии TDE. В сентябре появилась и старшая модель серии IP-АТС — KX-TDE600, обладающая большим функционалом и емкостью (свыше тысячи абонентов) по сравнению c уже представленными IP-АТС Panasonic. Кроме того, мы анонсировали выход IP-платформы NCP1000, новой IP-АТС малой емкости со встроенным сервером приложений CTI.

В разных сегментах у нас разные конкуренты — это LG-Nortel, Samsung и Avaya, но, например, Avaya продает АТС преимущественно большей емкости, чем мы имеем в нашей линейке продукции. Конкуренция присутствует, но ощущаем мы ее слабо. Мы также практически не видим небольших noname-производители АТС из Юго-Восточной Азии.

PC Week: А что вы могли бы сказать о проектах “виртуальных АТС”, которые реализуются не только небольшими операторами связи, но также “ВымпелКомом” и “МегаФоном”? Считаете ли вы эти проекты конкурентами для своего “железа"?

Е. Т.: Мы внимательно следим за такими предложениями на рынке. Должен отметить, что все подобные услуги реализованы на каком-то телекоммуникационном оборудовании, поэтому их можно рассматривать не как конкуренцию и опасность для нас, а как определенные возможности в будущем. Какое-то влияние на рынок АТС для СМБ это окажет, но такие решения будет выбирать средний бизнес с распределенными офисами — малым и крупным компаниях это вряд ли будет интересно. Конкуренция с данными решениями в настоящий момент у нас незначительная.

Несмотря на то что в таких проектах небольшая стоимость “входного билета” и небольшая абонентская плата, собственникам малого бизнеса проще приобрести именно “железо”, а не услугу. Все-таки есть определенное недоверие к виртуальному сервису, ответственность за который лежит на стороннем поставщике услуг связи. Большие компании имеют определенные корпоративные стандарты по безопасности, доступности сервиса, надежности, которые не всегда могут быть соблюдены поставщиками таких услуг, что делает невозможным сотрудничество с ними в ближайшие время. Кроме того, применение таких сервисов ограничено крупными городами, поскольку региональным бизнес-клиентам о скоростных каналах доступа в Интернет по доступной цене пока остается только мечтать.

В свою очередь мы предлагаем различного рода решения с расширенным функционалом для тех клиентов, которые предпочитают устанавливать в офисах собственное оборудование. В наших современных АТС дополнительно, например, предусмотрена возможность работы с собственными приложениями СTI, позволяющими управлять вызовами с монитора ПК, и функция “Мобильной интеграции”. Вкратце, мобильная интеграция — это возможность зарегистрировать мобильные телефоны как внутренние абоненты системы, таким образом, поступающие на конкретный городской или внутренний номер звонки могут приходить одновременно на мобильный и стационарный телефон. В процессе разговора можно переключить собеседника с мобильного телефона на внутренний офисный. Важно отметить, что такая функция никак не зависит от сервиса оператора мобильной связи. Сотрудник, звонящий в свой офис с мобильного телефона, автоматически получает все права внутреннего абонента без ввода пароля и может звонить с мобильного через свой офис по междугородной связи. Функция “Мобильная интеграция” реализована во всех наших цифровых и IP-АТС.

PC Week: Какова структура сервисной службы компании и планы по развитию сети сервис-партнеров в России?

Е. Т.: В настоящий момент основные установки наших АТС, технические консультации и сервисную поддержку оказывают наши партнеры — Технические центры АТС Panasonic. Прежде всего, это профессиональные компании в области телекоммуникаций. Сейчас статус “Технического центра” имеют 58 компаний в странах СНГ, в том числе 41 — в России, причем они расположены во всех крупных городах страны.

В этом году мы анонсировали некоторые изменения, и теперь сеть ТЦ будет подразделяться на четыре основных уровня: высшей ступенью в иерархии является ФТЦ (федеральный технический центр), далее по значимости следует РТЦП (региональный технический центр-премиум), затем — РТЦ (региональный технический центр) и АТЦ (авторизованный технический центр).

Отмечу, что мы всегда оказываем всяческую поддержку нашим сервис-партнерам. В частности, для помощи в работе, получения оперативной информации для специалистов авторизованных компаний у нас есть специальный закрытый сайт для общения — это некий гибрид социальной сети, форумов и базы знаний, пользоваться которым могут только авторизованные специалисты, которые прошли обучение и получили сертификат, дающий возможность устанавливать телекоммуникационное оборудованию Panasonic. Этой сетью на данный момент могут пользоваться 1470 человек. Причем здесь собраны не только результаты тестирования оборудования, версии ПО, расширенная документация по “железу”, но и присутствует перечень всех инсталляций, проведенных сертифицированными сотрудниками, описания специфики подключений к различным операторам, настройки той или иной аппаратуры, особенностей ремонта и т. д. Кроме того, существует возможность задать вопрос специалистам Panasonic, посмотреть ответы на ранее заданные вопросы.

Мы заинтересованы в работе с профессиональными специалистами по телекоммуникационному оборудованию, поэтому всячески поддерживаем авторизованные компании и специалистов.

PC Weeek: Спасибо за беседу.