В этом году экспозиция САПР была представлена на выставке SofTool в десятый раз. К сожалению, юбилей пришелся на сложный период развития нашего ИТ-рынка. Судя по состоянию раздела “САПР-ЭКСПО”, кризис сильно повлиял на данную отрасль: состав участников резко сократился, размеры стендов стали скромнее, число специализированных мероприятий уменьшилось.

Однако по одной лишь экспозиции сложно судить о ситуации на рынке. Ознакомиться с тем, что сейчас происходит в области САПР, позволил традиционный круглый стол “Вендоры без галстуков”, который уже третий раз проходил в рамках SofTool’а. Выступления его участников, а собрались представители более десяти ведущих компаний, показали, что отрасль продолжает развиваться, хотя по сравнению с прошлыми годами произошел ряд изменений, причем не только отрицательных, но и положительных.

Как и следовало ожидать, ИТ-бюджеты у заказчиков сократились, но заказы продолжают поступать. Как отметила Анастасия Морозова, директор по маркетингу российского отделения Autodesk, сейчас для предприятий вопрос цены становится более важным, чем год или два назад: “Клиенты разделились на две группы. Первые — это те, которые используют кризис для повышения производительности труда и во время простоев, вызванных снижением числа заказов, внедряют новые технологии. Таких предприятий примерно 30% от всего рынка. Они чувствительны к цене, но готовы инвестировать не просто в коробки, а именно в технологии. Ко второй группе принадлежат клиенты, которые сейчас стараются избежать риска, связанного с использованием нелицензионного ПО. Они мечутся между очень дешевыми предложениями и легализацией продуктов, которые уже используются в пиратском виде. Таких примерно 70%”.

Но, несмотря на повышение внимания к цене, стоимость САПР не снижается, а по некоторым данным, даже растет. “Цены поднялись и на услуги, и на коробки примерно на 20%”, — сказал Александр Тимошин, генеральный директор компании APPIUS. Однако не все участники круглого стола с ним согласны. “Цены на САПР практически не изменились, а на услуги выросли, потому что проекты стали более сложными”, — считает Андрей Быков, председатель совета директоров компании ADEM. Некоторые разработчики, хоть и не снижают стоимость продуктов, предлагают новые схемы платежей. “Мы даем возможность получить софт сейчас, а платить постепенно, в несколько этапов”, — сказала Анастасия Морозова.

Но для поставщиков САПР наибольший интерес представляет та группа клиентов, которых волнует внедрение проектов, а не простая легализация. По мнению участников круглого стола, появление такой категории пользователей связано с рядом изменений, происходящих в промышленности. Прежде всего, заказчики стали более образованными. Так, по словам Евгения Федотова, заместителя генерального директора компании AVEVA, они хотят получить готовое решение своей проблемы, понимают, что проект — это достаточно долгосрочный и сложный процесс, и готовы за это платить. Интерес к проектным решениям отметил и Николай Ширяев, исполнительный директор компании “Лоция Софт”: “Есть сегмент заказчиков, для которых вопрос покупки коробки с софтом становится вторичным. Их больше интересует, как внедрять это ПО. Причина в том, что на предприятиях люди стали дорожить рабочими местами, и если раньше они зачастую покупали коробки, чтобы поставить их на полку, то теперь стараются получить отдачу”. С ним согласен Андрей Благий, руководитель проекта NormaCS компании “Нанософт": “Заказчиков все больше интересует реальная польза от продукта — здесь, сегодня, сейчас”.

Впрочем, отметил Александр Тимошин, сейчас многие предприятия стараются сэкономить на услугах и выполняют внедрение своими силами. Но и в этом стремлении к экономии он находят положительную сторону: “Теперь предприятиям приходится брать заказы, от которых они раньше отказывались, и при этом экономить на материалах, комплектующих и т. д. Но уже на этапе принятия заказа перед ними стоит вопрос о точной оценке плановой себестоимости, который пару лет назад был не очень актуален. Здесь не обойтись без PLМ-технологий”.

Кризис может сыграть и другую положительную роль — подтолкнуть игроков рынка САПР к решению одной из самых важных проблем отрасли, связанной с несовместимостью продуктов разных поставщиков. Эта тема обсуждается уже не первый год, и хотя ни один разработчик не может предложить единое решение для всех задач предприятия, вопрос обмена данными между системами остается открытым. Но в трудные времена люди обычно объединяются. Галина Рыбалко, руководитель отдела продаж компании Solver, предложила покончить с междоусобными войнами и начинать дружить. Ведь для реализации концепции PLM предприятиям требуется комплексное решение, и устранение барьеров между продуктами только подстегнет развитие отрасли САПР.

Однако ряд проблем затрудняет движение в сторону интеграции. Главная из них — отсутствие стандартов обмена в этой отрасли. Точнее, стандарты имеются, но поставщики предпочитают им собственные закрытые форматы данных. “Вопрос в том, кто будет финансировать интеграцию, поскольку платформы у всех разные”, — констатировал Владимир Шелофаст, генеральный директор компании АПМ. По мнению Андрея Благия, платить будет разработчик, если он хочет, чтобы его продукт покупали и использовали. Но значительную долю российского рынка САПР сейчас занимают зарубежные поставщики, которые реализуют свою политику развития продуктов. В связи с этим Сергей Кураксин, генеральный директор компании “Топ Системы”, считает, что если на предприятии стоит вопрос об интеграции разных систем, то ему следует выбирать отечественных производителей, так как с ними проще договориться, чем с зарубежными.

Еще одним положительным результатом кризиса стало то, что хотя спрос на САПР упал, выросло число заказов на решение задач. “Сейчас многие компании не хотят покупать наш продукт, а просят лишь решить те или иные задачи, — рассказал Владимир Шелофаст. — Этот рынок оказался очень большим”. С ним согласна Елена Конвисар, директор по маркетингу компании НЕОЛАНТ: “Разработчик лучше всего знает свой собственный САПР, а с течением времени начинает разбираться и в предметной области. Здесь один шаг до того, чтобы самому начать заниматься проектированием, конструированием, расчетами”. Эту тенденцию отметила и Галина Рыбалко: “Сегодня к нам многие обращаются за помощью в проектировании, и мы этим занимаемся”.

Подводя итог круглого стола, хочется отметить положительный настрой игроков рынка, которые, несмотря на нелегкие времена, стараются найти новые пути развития бизнеса и получить полезный опыт.