Кроме увеличения пропускной способности каналов для магистральных линий до 10, 40 и даже 100 Гбит/с крупные операторы связи, действующие в масштабах всей страны, размышляют над приобретением или модернизацией устройств класса Optical Core Switch. Именно это “железо” помогает решить вопросы быстродействия как уже построенных, так и планируемых к запуску в самое ближайшее время оптических сетей. По прогнозам исследовательской фирмы Enterprise Strategy Group, до конца 2010 г. глобальные темпы роста пропускной способности увеличатся более чем до миллиона гигабайт (или одного петабайта) в месяц и немалая часть этого трафика, в том числе и от клиентов операторов беспроводного широкополосного доступа, придется на Россию.

Позиция в сети

Как показывает практика, Optical Core Switch — это масштабируемые оптические системы с функцией мультиплексора ввода-вывода, функциональностью широкополосных SDH/Sonet -сетей и коммутацией на уровне 2 (L2), поддерживающие кольцевую и смешанную архитектуру и обеспечивающие динамическое управление.

По словам Андрея Савченкова, директора по технологическому развитию компании “ВымпелКом”, чаще всего оборудование уровня Optical Core Switch используется в ядре сети и для стыковки магистральных каналов связи с сетями уровня города у крупных и средних операторов, обладающих как фиксированными, так и мобильными активами.

“Основная мотивация для использования такого оборудования, — утверждает технический директор компании “Синтерра” Александр Ильин, — возможность быстрой коммутации оптических каналов. Необходимость в этом может возникнуть у магистрального оператора при значительном количестве заказов на аренду большой емкости, со стороны корпоративных клиентов, между городами и различными странами. ”.

“При этом проблем с совместимостью между оборудованием различных производителей не стоит, потому что технология уже достаточно зрелая и коммутаторы работают по единым утверждённым стандартам и протоколам”, — говорит Станислав Кокорев, менеджер по маркетингу компании Huawei.

Вообще терминология Optical Core Switch не является полностью устоявшейся, и русскому уху больше привычно понятие кросс-коммутация. Обычно кросс-коммутатор предназначен для организации межстанционных соединительных линий и построения сетей и узлов доступа к высокоскоростным цифровым магистралям (к примеру, типа SDH). Кроме оптимизации пропускной способности оптических сетей это оборудование, рынок которого даже сейчас, по самым осторожным прогнозам, в мировом масштабе составляет 2 млрд. долл., обеспечивает провайдерам телекоммуникационных услуг высокую связность сетевых элементов и разумное резервирование предоставляемых ими сервисов и каналов. По сути — чем больше степень связности, тем более эффективно используются ресурсы сети и лучшей доступности сервисов можно достичь. Кроме того, стабильность этого рынка основана прежде всего на том, что оборудование оптической коммутации способно обеспечить наивысшее в отрасли качество сервиса, тот самый QoS, недостаток которого в развивающихся сетях часто становится проблемой для оператора.

Решения Optical Core Switch аналитики IDC вполне правильно включают в общую категорию “Sonet /SDH/MSPP and crossconnects”: этот узкий, но стабильный сегмент вполне подпадает в понятие кросс-коннектов. “Для производителей фраза “Optical Core Switch” представляет собой коммерческий термин, а не реальную технологию, — уточняет Сергей Фишкин, глава представительства Nortel по России и странам СНГ. — Собственно говоря, оптический сигнал вошел, оптический сигнал вышел из другого порта, вот вам и оптический коммутатор. Или оптика вошла, отразилась от зеркала, потом сигнал поместился в другой канал, и это тоже оптический коммутатор”. На рынке этого оборудования, по данным IDC, активно играют в основном крупные компании — Alcatel-Lucent (доля в 21,4% по итогам 2008 г.), Huawei (15,5%), Fujitsu (8,6%), ZTE (7,6%), Cisco (6,4%). Хотя поля для деятельности небольших производителей также вполне хватает — к примеру, Ciena или Transmode показывают небольшой, но уверенный рост: с 2005 по 2008 гг. их рыночные доли увеличились с 0,9 до 2,4% и с 0 до 0,9% соответственно. Разумеется, цифры за первый год финансового кризиса могут серьезно изменить эту картину, но вряд ли перемены будут коренными — небольшие компании постепенно отвоевывают определенную часть рынка у крупных вендоров.

Самые значительные контракты подобного рода в России — это оборудование Optical Core Switch в “Транстелекоме”, (поставщики — Huawei, Lucent), “Ростелекоми” (Huawei) и “ВымпелКоме” (Huawei); возможно, после слияния с “Комстар-ОТС” к этому списку примкнёт и МТС.

Перспектива на будущее

В основном Optical Core Switch пригодятся для обеспечения таких задач, как разгрузка магистральных маршрутизаторов, работа в сети распределения цифрового контента (несжатое видео студийного качества), организация сервисов Ethernet первого уровня (ELINE) для бизнес-пользователей. Это “железо” можно использовать также для передачи голосового трафика, аренды протяженных TDM-линий и предоставления сервисов с высокой дифференциацией (множество уровней SLA).

А основные требования, которые предъявляются к оборудованию Optical Core Switch, — надежность сети, резервирование сервисов, высокая связность сетевых элементов. “Кроме того, операторов интересует комплексность решения и управляемость транспортной сети в целом с помощью единой системы управления, а также возможность эволюционного движения к полностью пакетной передаче данных ”, — добавил Станислав Кокорев.

Правда, особенность этого рынка в России состоит в том, что предложение производителей значительно опережает спрос со стороны операторов, уверен Андрей Савченков. Крупные операторы пока только присматриваются к Optical Core Switch, поскольку в настоящее время массовое внедрение такой техники вряд ли окупится из-за отсутствия спроса на услуги, для которых оно предназначено.

К примеру, специфика деятельности МТТ сегодня не предполагает применения подобных решений. “Дело в том, что для обеспечения связности своих узлов и передачи TDM-трафика компания МТТ использует оптические мультиплексоры и оборудование уплотнения каналов, — поясняет Дмитрий Гуркин, директор по развитию сети компании “Межрегиональный ТранзитТелеком”. — Обмен пакетным трафиком осуществляется с помощью оборудования маршрутизации пакетов, а также Ethernet-карт, расширяющих функционал традиционных SDH-мультиплексоров”.

Аналогичного мнения придерживаются и другие игроки рынка. “В случае технологии SDH в этом нет необходимости, поскольку трафик равномерно распределен в сети. Что касается DWDM, то мы рассматриваем возможность использования в 2010—2011 годах мультиплексоров ROADM, позволяющих коммутировать оптические сигналы без организации фиксированных соединений”, — считает Сергей Епифанов, директор по эксплуатации и развитию выделенных сетей компании “Комкор”.

Схожая позиция и у “Синтерры” Как сказал Александр Ильин: “Использование решений Optical Core Switch предполагает потребности большого количества клиентов в значительной сетевой ёмкости или необходимость оперативного и частого переключения каналов с минимальной емкостью 10 Гбит/с. Однако каналы с такой пропускной способностью востребованы небольшим количеством клиентов, в основном крупными операторами связи, поэтому существующая ныне топология магистральной сети пока полностью удовлетворяет их запросы”.

Между тем сетевая инфраструктура оператора — от потребителя до ядра сети — определяется постоянно растущими потребностями как частных лиц, так и организаций, в увеличении пропускной способности. Но все опрошенные нами эксперты сошлись в том, что оборудование Optical Core Switch для России представляет собой скорее послезавтрашний день развития коммуникаций.

Одно из возможных направлений роста — средние операторы связи. “Не тому нужна оптическая кросс-коммутация, кто назвался крупным оператором, а тому, кто реально предоставляет услугу высокоскоростной надежной коммутации, пусть и в рамках отдельного региона, пусть и ограниченному числу конечных клиентов”, — уверен Сергей Фишкин.

А вот крупные операторы имеют в виду будущее использование решений Optical Core Switch на крупных узлах магистральной сети, где сходится множество оптических каналов с разных направлений. Дмитрий Шемякин, старший системный инженер компании Ciena, Россия и СНГ, поясняет: “Подобные решения — основа гибкой и надежной сетевой инфраструктуры, что отвечает основным задачам операторов в оптимизации транспортных сетей с учетом поддержки современных сервисов”.

В целом коммутатор, рассматриваемый как отдельный сетевой узел, не может обеспечить требования надежности сети, резервирования сервисов и высокой связности сетевых элементов. Обычно эти вопросы анализируются в комплексе — в масштабе всей сети, которая состоит из коммутаторов, каналообразующего оборудования, контрольных и управляющих механизмов. К примеру, оператор AT&T, начав внедрение решений Optical Core Switch в 2005 году, к 2009-му достиг экономии своих операционных расходов на 44%: для работы с новым, более “продвинутым” “железом” его службам эксплуатации потребовалось куда как меньше квалифицированных кадров. Вполне возможно, аналогичные цифры ожидают и российских операторов. В недалеком будущем.