Корпоративный рынок связи Москвы в 2009 г. показал хорошие темпы роста несмотря на кризис. Об этом сообщила независимая американская аналитическая компания “ДиректИнфо”. Согласно данным оперативной отчетности по крупным и средним операторам без учета малого предпринимательства, общий объем рынка cвязи столицы составил в прошлом году 449,2 млрд. руб. и вырос по сравнению с 2008 г. на 6,4% (в 2008 г. рост составил 18,7%).

Выручка операторов от оказания услуг организациям составила 259,9 млрд. руб. (рост на 6,2%). На столицу приходится 34% всего рынка РФ. Опрос около 1000 корпоративных клиентов, выполненный “ДиректИнфо” в рамках регулярного исследования корпоративного рынка Москвы, показывает, что в прошлом году у столичных предприятий сохранялся устойчивый спрос на услуги доступа в Интернет и телефонной связи. При этом они всячески пытались сократить свои издержки связанные с телекоммуникациями.

Основной драйвер роста — доступ в Интернет. В 2009 году продолжился рост уровня проникновения в Сеть среди организаций. Если в конце 2008 г. фиксированным Интернетом пользовались 94% опрошенных компаний, то в конце 2009 г. — уже 97%. За год также вырос уровень проникновения мобильного Интернета с 5 до 7%. А вот уровень проникновения VPN, корпоративной мобильной связи и услуг хостинга за истекший год изменился незначительно. Несколько меньше (на 2%) предприятия стали пользоваться услугами междугородной и международной (МГ/МН) связи.

В течение года около 28% опрошенных испытывали потребность в увеличении скорости доступа в Интернет, 17% в увеличении числа телефонных линий, 13% в услугах беспроводного Интернета, по 7% в объединении офисов с помощью виртуальных частных сетей и подключении новых офисов к Глобальной сети.

Исследование показало, что в условиях кризиса значительное число компаний сократили свои затраты на услуги связи. В среднем каждая пятая компания сократила расходы на Интернет за счет перехода на более дешевые тарифные планы (56% от сокративших расходы на данную услугу) или перехода на другую технологию организации доступа (36%).

Компании меньше тратили на местные звонки за счет частичного отказа от мобильной связи в пользу фиксированной или перехода на более дешевые тарифные планы. Активно сокращались и затраты на междугородную связь за счет использования IP-технологии (51% от сокративших расходы), смены тарифного плана (38%) или перехода к другому оператору (22%).

Следует отметить, что сведения, приведенные “ДиректИнфо” по столице, неплохо коррелируются с информацией по отрасли, озвученной директором департамента экономики и финансов Минкомсвязи РФ Александра Нарукавникова: “Доходы от услуг связи в 2009 г. выросли на 6,3% по сравнению с 2008 г. до 1,3 трлн. руб.”