Согласно отчету аналитической компании Gartner, составленному в фирменном формате “Магического квадранта”, в 2009 г. рынок средств бизнес-анализа (Business Intelligence, BI) возглавила тройка мегавендоров, выпускающих платформенное ПО, — Oracle, Microsoft и IBM (см. рисунок). Однако их господство может пошатнуться, так как поставщики специализированных систем предпринимают активные действия, чтобы переманить заказчиков на свою сторону. Такое развитие событий позволило аналитикам образно сравнить нынешнюю ситуацию на рынке BI с битвой Давида и Голиафа.

Рост замедляется

С помощью BI-платформ пользователи могут строить приложения, позволяющие им изучать, анализировать и оптимизировать свой бизнес. Согласно определению Gartner, такие инструменты обеспечивают выполнение основных функций, которые аналитики разделили на три группы: интеграция (создание BI-инфраструктуры, управление метаданными, разработка приложений, коллективная работа), доставка информации (генерация отчетов и приборных панелей пользователя, подготовка запросов, интеграция с офисными приложениями и поиск), анализ (оперативная аналитическая обработка — OLAP, интерактивная визуализация, прогнозное моделирование, интеллектуальный анализ данных, использование ключевых показателей).

Несмотря на экономический кризис, сегмент BI является одним из самых быстро растущих на рынке ПО. Аналитики объясняют высокий спрос стремлением предприятий сохранить конкурентоспособность в трудные времена. Ради этого они стараются оптимизировать стратегию и свою текущую деятельность и обращаются к BI как к средству для принятия правильных решений, увеличения гибкости и повышения эффективности бизнеса.

Тем не менее кризис отрицательно сказался на покупательной способности заказчиков, и темп роста рынка BI замедлился. Если в 2008-м объем продаж вырос более чем на 20%, то в 2009-м этот показатель выражался однозначной цифрой и, судя по всему, останется таковым в ближайшее время. По прогнозу Gartner, до 2013-го рынок BI-платформ будет ежегодно расти в среднем на 6,3%.

Тенденции рынка

В последние годы в области BI происходили серьезные изменения, вызванные бурным процессом консолидации, в ходе которого киты ИТ-отрасли поглотили несколько ведущих игроков рынка BI. Самыми крупными были сделки Oracle — Hyperion Solutions, SAP — Business Objects и IBM — Cognos. В результате на долю пяти лидеров сейчас приходится 75% рынка BI.

Консолидация не только привела к перестановке сил на рынке, но и вызвала замешательство у заказчиков, которые не знали, как новые владельцы будут развивать и поддерживать продукты купленных компаний. Ведь такие перемены обычно влекут изменения ценовой политики, условий обслуживания, территориального охвата и продуктовых планов, что довольно болезненно влияет на клиентов. Судя по опросу предприятий, проведенному компанией Garner, процесс “переваривания” еще не завершился. В наилучшем положении находится Oracle, которая успешно завершает переходный период, связанный с поглощениями Siebel и Hyperion. Что касается IBM и SAP, то они пока отстают.

Такая нестабильность привела к тому, что клиенты стали обращать больше внимания на предложения специализированных игроков. К тому же в сложных экономических условиях им требуются решения, которые просты в использовании и позволяют быстро получить отдачу. Многие специализированные поставщики уже предлагают BI-продукты с интуитивным пользовательским интерфейсом и развитыми интерактивными возможностями, построенные на новаторской архитектуре, предусматривающей размещение информации в оперативной памяти (in-memory). Заказчики выбирают такие решения, несмотря на риск создания на предприятии “зоопарка” из систем и инструментов от разных производителей.

Однако успехи специализированных игроков привлекают к ним внимание мегавендоров. По мнению Garner, это может взывать новую волну поглощений и дальнейшую консолидацию рынка.

“Давиды” и “голиафы”

По результатам деятельности и полноте решений Gartner делит вендоров на четыре группы: лидеры, преследователи, провидцы и нишевые игроки. При этом аналитики включают в свое исследование игроков, удовлетворяющих довольно строгие критерии по технологиям и бизнесу.

По сравнению с прошлым годом состав раздела лидеров не изменился, но произошли перестановки: Oracle вырвалась вперед благодаря успехам в интеграции BI-технологий купленных ею компаний. Gartner также отмечает, что платформа Oracle BI Enterprise Edition (OBIEE) обладает наиболее широкими BI-функционалом по сравнению с другими продуктами. Платформа Cognos 8 корпорации IBM лучше интегрирована, чем большинство конкурирующих решений, что упрощает процесс администрирования. Microsoft вышла на рынок BI сравнительно недавно, но благодаря широкому распространению ее других продуктов, таких как Office, SQL Server и SharePoint, доля корпорации растет и будет расти в 2010-м, особенно после выпуска продуктов PowerPivot (BI-надстройки для Excel) и СУБД SQL Server 2008 R2. На стороне мегавендоров — полная инфраструктура информационных технологий: СУБД (у Oracle и IBM есть также программно-аппаратные решения), ПО промежуточного слоя и бизнес-приложения (в случае Oracle, Microsoft и SAP). Поэтому они могут оптимизировать BI-платформы под свои комплекты приложений и системы управления информацией.

В такой ситуации “давидам” приходится нелегко. Но экономические проблемы заставляют заказчиков поворачиваться в сторону недорогих решений. В результате растет интерес к BI-системам с открытым исходным кодом и инструментам, встроенным в аналитические приложения и платформы повышения эффективности бизнеса (Corporate Performance Management, CPM). Некоторые клиенты даже начинают рассматривать новые модели использования BI — например, “ПО как услуга” (SaaS). Такие предложения уже предлагают SAP, SAS, а также ряд стартапов, включая Birst, GoodData, Oco и PivotLink.

Новые технологии

Несмотря на замедление роста рынка BI, поставщики активно развивают свои системы, реализуя новаторские технологии. Поэтому, по мнению Gartner, средства бизнес-анализа еще долго будут оставаться востребованными.

Чтобы привлечь к BI пользователей за пределами узкой группы экспертов, разработчики стараются сделать инструменты более удобными и понятными. В результате сейчас набирают популярность простые в использовании методы просмотра и визуализации данных, дополняющие традиционный подход на основе отчетов. Если раньше такие новинки предлагали лишь новаторские компании, такие как QlikTech, Tibco Software и Tableau, то теперь это начинание подхватили и киты индустрии (например, Microsoft готовит PowerPivot, SAP предлагает BusinessObjects Explorer, а IBM — Cognos Express).

Из-за спада экономики предприятия стали уделять больше внимания точному прогнозированию, оптимизации бизнес-процессов и выявлению будущих тенденций. В результате в фокусе интересов поставщиков BI оказалась технология прогнозной аналитики (predictive analytics), связанная с анализом будущих возможностей и тенденций. Поставщики по-разному подошли к ее реализации: корпорация IBM купила компанию SPSS, лидера в области прогнозной аналитики, а остальные занялись созданием или развитием собственных технологий в этом направлении.

От корпоративных приложений поступает все больше данных, и к ним добавляется неструктурированная информация из новых источников — облаков, социальных сетей и мобильных устройств. Поэтому растет спрос на BI как на инструмент для анализа всей этой массы данных с целью выявления важных тенденций, поиска слабых мест в бизнесе и принятия оптимальных решений.

Базовый функционал BI-систем (генерация отчетов, специализированный анализ и оперативная аналитическая обработка) уже достиг зрелости, и сейчас он примерно одинаков у всех вендоров, но Gartner отмечает развитие BI в других направлениях, таких как повышение простоты использования и быстроты внедрения. К этим новым возможностями относятся: анализ данных, размещенных в памяти; прогнозная аналитика; анализ контента; слияние BI и средств поиска данных; интерактивная визуализация данных; объединение BI с социальными сетями и средствами коллективной работы; BI в облаке; BI в реальном времени.

Хотя основным стимулом внедрения BI является повышение эффективности принятия решений, системы бизнес-анализа используются для этой цели далеко не в полной мере, так как в основном служат для анализа собранных фактов, но не связаны с другими источниками данных, нужными для принятия решений, и не позволяют анализировать последствия того или иного решения. В результате предприятия не могут накапливать наиболее удачные подходы и использовать предыдущий опыт. Но уже появляются средства объединения BI с приложениями поддержки коллективной работы и социальными сетями, которые открывают сотрудникам предприятий доступ к полученным с помощью BI отчетам и аналитическим материалам и позволяют проверить различные предположения и варианты решений с помощью соответствующих данных.

Распространение BI-платформ с открытым кодом идет быстрее, чем коммерческих. Хотя по функциональным возможностям системы с открытым кодом еще значительно уступают коммерческим и пока редко используются в качестве корпоративного стандарта, число их внедрений быстро растет. Аналитики объясняют это двумя основными причинами: во-первых, вендоры используют продукты Open Source для создания собственных OEM-приложений, а во-вторых, системные интеграторы начали активнее предлагать услуги внедрения систем с открытым кодом, в том числе и бизнес-аналитики.