Microsoft Office часто воспринимают просто как набор отдельных программ, широко используемых при работе в офисе. Текстовый редактор, электронная таблица, презентации, СУБД... С этих элементов начиналась создаваться система, которую сегодня называют Microsoft Office System. Со временем она дополнилась новыми продуктами — Communicator, OneNote, Groove, Project, Visio. Вроде, в этом нет ничего выдающегося: процесс наращивания функционала отражает естественный процесс эволюционного развития пакета, не более того. Однако это — всего лишь поверхностная оценка процесса развития Microsoft Office.

Если оценивать продукт комплексно, то легко обнаружить, что вносимые Microsoft изменения носят системный характер. Так, в свое время Office был разделен на клиентскую часть, с которой непосредственно работают пользователи, и серверные средства: Office SharePoint Server, Communication Server, Exchange Server, Project Server, Groove Server. Потом стали активно внедряться службы Windows SharePoint Services, технология XML, появились средства для разработки корпоративных и Web-порталов.

В результате проведенных пошаговых “итераций” нынешняя версия Microsoft Office 2007 System предстает уже в ином качестве, чем ранее. Это — полномасштабная платформа, готовая для разработки нового класса систем, для которых даже ввели новое название — композитные. Сегодня в Microsoft уже рассматривают появление нового направления в развитии офисных программ — Office Business Applications (OBA).

Если обратить внимание на энергичность, с которой Microsoft продвигает OBA, то можно смело утверждать: в недалеком будущем эта технология способна занять существенную долю в разработках корпоративного ПО. Уверенность базируется прежде всего на том, что композитные OBA-системы выполняют не просто определенные функциональные задачи, они выступают как комплексные решения, через которые компания получает возможность постепенно объединять в единое целое управление над своими бизнес-процессами, осуществлять координацию располагаемых информационных ресурсов, управлять результатами работы отдельных пользователей — клиентов Office-программ.

Особое значение придается двум факторам. Первый — рядовые пользователи, взаимодействуя с корпоративной OBA-системой, делают это через привычные и хорошо знакомые им интерфейсы популярных офисных программ клиентского уровня: Word, Excel, PowerPoint и др. Ввод в систему новой функциональности не вызывает у них неприятия, не заставляет каждый раз изучать новые инструменты управления. Новую функциональность они “узнают” как простое дополнение к уже имеющимся у них функциям.

Второй фактор — это стратегическое партнерство Microsoft с разработчиками крупных корпоративных систем, таких как SAP, Oracle Siebel CRM и др. Интерфейсы этих продуктов выстраиваются в бизнес-логику OBA-систем. Это делает доступным использование данных, сохраненных в якобы “инородных” для Office System системах с соблюдением строгих требований по безопасности, целостности данных и т. д. (рис. 1).

Большой потенциал, которым обладают OBA-разработки, объясняется также рядом дополнительных особенностей. Так, в Gartner подсчитано, что свыше 80% бизнес-данных хранится не только на серверах компании, а также на клиентских машинах рядовых пользователей, причем часто здесь находятся уникальные данные, которые отсутствуют в корпоративной системе. Значительную часть рабочего времени (60%) затрачивается ими не на работу с корпоративными системами уровня, а… на почтовые программы. Значительную часть применяемой в бизнесе информации (50—75%) пользователи получают не через корпоративные информационные ресурсы, а в произвольной форме — через IM-системы (ICQ) или напрямую от других сотрудников. Подчас это — критически важная информация, которая сохраняется неструктурированно и доступна только через офисные программы. Затем она переносится в корпоративные системы, иногда только частично. В результате, по мнению того же Gartner, “основные знания находятся в памяти сотрудников и теряются для компании при их увольнении”.

Внедрение OBA позволяет не просто оптимизировать бизнес-процессы. Эта технологии позволяет ввести в оборот ранее не использовавшиеся каналы поступления данных, помогает устранить непроизводительные затраты, обусловленные несовершенством применявшихся до сих пор бизнес-решений (рис. 2).

Использование привычной рабочей среды Microsoft Office, с которой согласно имеющимся оценкам в настоящее время знакомы более чем 500 млн. пользователей в мире, позволяет упростить внедрение корпоративных систем, существенно снизив одновременно затраты на обучение.

Готовность пользователей к работе с бизнес-системами, построенным на принципах OBA, позволяет рассчитывать, что внедрение новых разработок будет происходить успешно. Их лояльность, как оказалось, играет существенную роль в этом процессе. Согласно статистике, свыше 40% реализаций ERP-систем прежнего “монолитного” типа было встречено неприятием со стороны пользователей, 55% проектов внедрения CRM не оправдали ожиданий. Технология OBA дает возможность избежать подобных результатов.

Новая платформа композитных OBA-систем заинтересует также разработчиков, которым предоставляется унифицированная среда для проведения разработок.

Учет и автоматизации отчетности средствами OBA

Разработка OBA-систем в России только начинается. Тем не менее, уже сейчас можно назвать примеры, иллюстрирующие эффективность новой технологии.

Один из примеров — проект в российской инвестиционной группе “Ренессанс Капитал”, специализирующейся на вопросах финансирования, инвестициях и управлении активами на мировых рынках. Специфика компании — профессиональная деятельность ее сотрудников предполагает широкое применение услуг мобильной связи. При этом действует правило: каждый сотрудник получает корпоративный мобильный телефон, однако деловые переговоры оплачиваются из бюджета компании, тогда как оплата личных разговоров производится персонально.

Процедура обработки счетов по произведенным звонкам принимает входные данные в виде документов, получаемые от выбранного оператора мобильной связи. Они поступают в формате Excel. Однако информация, которая там содержится, не предусматривает деления на звонки, выполненные в корпоративных и личных интересах. Раньше ввод этих данных приходилось выполнять вручную, что значительно снижало эффективность работы корпоративной системы в целом, приводило к значительным трудозатратам.

Наладить соответствующий учет оказалось далеко не так просто: только московский офис компании насчитывает порядка 500 корпоративных абонентов, а каждый из них производит за месяц в среднем около 2000 звонков.

Выход был найден при внедрении технологии OBA. Созданное решение позволило компании внедрить систему TerraDocs.CellPhones Billing, разработанную на базе Microsoft Office SharePoint и Microsoft SQL Server Enterprise Edition. В ней для установки соответствия между счетом оператора мобильной связи и корпоративной адресной книгой были использованы средства Active Directory. Это позволило не просто интегрировать в корпоративную систему данные, получаемые из Microsoft SharePoint, но и создать дополнительно программный интерфейс для взаимодействия с другими корпоративными системами — автоматизацией кадрового учета и расчетом зарплаты.

В результате, в компании появилась новый корпоративный продукт, который обеспечивает взаимодействие с другими системами через Windows Communication Foundation и сохраняет итоговые данные в списках SharePoint. Сведения о произведенных звонках автоматически учитываются в бухгалтерии компании. В результате удалось избавиться от многочисленных неэффективных и трудоемких операций, которые раньше приходилось выполнять сотрудникам.

Самым важным в созданной системе стало то, что сложность полученного многоуровневого ИТ-решения оказалась совершенно не заметной для рядовых пользователей. Данные вводятся однократно из Excel-документов, а их последующее использование происходит полностью в автоматическом режиме.

Разработки в гетерогенных средах на базе OBA

Популярность и широкое распространение Microsoft Office создают хорошие перспективы также для решения интеграционных задач в сложных гетерогенных средах, которые нередко встречаются в корпоративном секторе. Так, согласно оценкам Hackett Group, в эксплуатации рядовой на Западе компании стоимостью в 1 млрд. долл. находится 48 разрозненных финансовых систем и 2,7 систем класса ERP. Любые изменения, производимые в такой сложной ИТ-среде, чреваты появлением непредсказуемых результатов. Технология OBA в таких условиях может рассматриваться как “ключ к успеху”.

Приведем еще один наглядный пример, произошедший в UNESCO. ИТ-система этой международной организации, насчитывающей 193 международных подразделений, имеет сложную распределенную структуру. В организации работает свыше 4000 сотрудников, имеющие тесные контакты с учеными, работниками сферы образования, государственными служащими стран, где расположен региональный офис. ИТ-инфраструктура в каждом офисе представлена собственным набором локальных программ и оборудования, которые не стандартизированы в глобальных рамках UNESCO.

Когда перед организацией была поставлена задача наладить координацию международных проектов и улучшить управляемость накопленных данных, то поиск соответствующего решения выявил существование многочисленных проблем, касающихся обеспечения простоты работы для сотрудников, соблюдения мер безопасности, обеспечения доступности данных.

“У нас нет единого ИТ-руководителя (CIO) в рамках всей организации, который мог бы принимать стратегические решения по развитию ИТ в интересах всех членов UNESCO, — рассказывает Гуйла Бонар (Gyula Bognar), руководитель операционных ИТ-служб UNESCO. — Если говорить о масштабах всей организации, то у нас применяются тысячи прикладных программ и ИТ-процессов. Это создает невероятно сложную гетерогенную среду”. Казалось, что найти решение в такой ситуации невозможно.

Первым шагом для интеграции в рамках UNESCO стало внедрение системы SAP в финансовом департаменте и для учета кадров. Были выработаны единые подходы в организации существующих ИТ-сетей, пользовательских политик, безопасности. “Сначала нам приходилось исходить в своих решениях из представления, что применяемые прикладные программы не имеют возможности для обмена данными между собой в существующей гетерогенной среде. — продолжает г-жа Бонар. — Поэтому нам приходилось идти на всевозможные уловки, с помощью которых внутренние сложности системы маскировались от пользователей под внешне простыми интерфейсами”.

Тем не менее, решение было найдено на базе Microsoft Office SharePoint Portal Server. Это позволило объединить локально существующие приложения и позволить им обмениваться информацией глобально в глобальных рамках UNESCO.

Дальнейшее развитие намечено как интеграция SAP в рамках OBA. Выбор этой технологии позволяет добиться того, что данные и бизнес-процессы SAP становятся автоматически доступными непосредственно из приложений Microsoft Office, тогда как до сих пор эта информация была доступна только SAP-специалистам в локальных офисах (рис. 3). Теперь накопленными данными могут пользоваться все сотрудники офисов напрямую.

Планы на будущее

Хотя технология Office Business Applications тесно связана с продуктами Microsoft Office 2007 System, тем не менее она представляет собой развитие общего системного подхода в области программных разработок. OBA продолжает путь, охватывающий такие подходы, как сервисно-ориентированная архитектура (Service-Oriented Architecture, SOA), единые корпоративные интерфейсы (Enterprise Service Bus, ESB), компонентные сервисные блоки (Service Component Architecture, SCA).

OBA выделяется тем что позволяет более активно использовать неструктурированные данные, учитывать производственные связи сотрудников, управлять информационными ресурсами в рамках всей компании — от корпоративных серверов до персональных клиентских ПК.

Продолжается также разработка инструментов для OBA-программирования.