В конце января Центризбирком официально отчитался в том, как он на практике реализует требования прошлогоднего президентского послания Федеральному собранию, в котором глава государства поручил Правительству, ЦИК и субъектам Федерации подготовить программу ускоренной модернизации избирательной системы России.

Данная программа по замыслу Президента РФ должна включать решение множества вопросов различного характера, и одним из них закономерно является необходимость ускоренного технического перевооружения.

На сегодняшний день голосование на большинстве избирательных участков страны осуществляется по старинке — при помощи заполняемых от руки бумажных бюллетеней, опускаемых в деревянные ящики. В то же время в распоряжении ЦИКа уже не первый год имеется (правда в весьма ограниченном количестве) два типа технических устройств. Первый из них — комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), являющийся по своей сути автоматизированным электронным сканером классических бюллетеней. Второй тип — комплекс для электронного голосования (КЭГ). Использующий его избиратель с бумагой уже дела не имеет — электронная форма голосования заполняется нажатием клавиш на сенсорном экране некоего терминала.

Кроме того, с конца 2008 г. ЦИК регулярно проводит эксперименты с удаленным голосованием, когда физическое присутствие избирателя на участке не требуется вовсе. Наиболее перспективными технологическими решениями в Центризбиркоме считают комплексы, использующие мобильную связь и социальные платежные карты.

В настоящий момент единственным серьезным препятствием для полномасштабного использования КОИБов является малочисленность их парка (порядка 2100 шт.). В случае с КЭГами к этой проблеме добавляется еще и законодательное ограничение, не позволяющее оснащать ими более 1% избирательных участков. Ну а удаленное голосование пока и вовсе не является легитимным — проводимые ЦИК эксперименты юридической силы не имели.

С учетом данной ситуации Центризбирком отреагировал на президентское послание рядом предложений, которые уже направлены в Минкомсвязи и Правительство. По словам руководителя Федерального центра информатизации при ЦИК Михаила Попова, их основной пакет включает три раздела.

Первый предусматривает оснащение большинства избирательных участков страны КОИБами или КЭГами в зависимости от местных особенностей — имеющихся систем передачи данных, подготовленности персонала, логистики и много других факторов, которые обеспечат бесперебойную работу устройств на конкретных выборах.

Второй раздел касается изменений в законодательстве, которые бы позволили проводить дистанционные выборы. Правда, как можно было понять из комментариев членов ЦИК, даже если соответствующие поправки будут приняты, в ближайшее время массово такой формат голосования использоваться не будет. Максимум, кто на него сможет рассчитывать, — люди, находящиеся за границей, жители труднодоступных мест и т. д. Поэтому пока что третий (самый большой) раздел актуальных предложений ЦИК был посвящен введению системы контроля за перемещением документов строгой отчетности (в том числе с использованием ГЛОНАСС) и системы передачи информации с участковых избирательных комиссий. Предлагается на каждом участке оборудовать некое автоматизированное рабочее место, которое позволит по окончании выборов передать в вышестоящую инстанцию юридически значимый документ (протокол) в электронном виде и не тратить время на пересылку физического носителя, как это делается сейчас.

В каком объеме первоначально станет осуществляться техническое переоснащение участков, пока не известно. ЦИК предлагает три варианта: ограничиться участковыми комиссиями в центрах федеральных округов, переоснастить административные центры и “крупные” города (таковых у нас в зависимости от используемых критериев оценки порядка 100—150) или провести тотальную модернизацию.

О каких инвестициях в проект идет речь, пока не ясно. С одной стороны член ЦИК Геннадий Райков уверен, что в пересчете на одного избирателя модернизация обойдется примерно в 3 долл. (При общем числе российского электората порядка 107 млн. не трудно высчитать сумму в 321 млн. долл.). В то же время озвучивание конкретных общих цифр г-н Райков считает некорректным — программа не принята.

Определенные средства в ЦИК надеются сэкономить за счет использования уже имеющихся ресурсов. Например, с учетом того, что большинство участков располагается в школах, которые не так давно были компьютеризированы и подключены к Интернету, для создания вышеупомянутых автоматизированных рабочих мест можно задействовать штатные компьютеры и каналы передачи данных (разумеется, организовав их защиту).

Также в ЦИК не исключают вероятность того, что самодостаточные субъекты станут осуществлять модернизацию своими силами.

Что касается ориентировочных сроков переоснащения, то и здесь полной ясности нет. Участники ЦИК и центра информатизации разделились в оценке своих сил. Единственное, что можно было понять, так это то, что модернизация в любом случае будет происходить поэтапно (первой ласточкой станут выборы 14 марта городского Совета в Туле, где все 245 участков будут оснащены КОИБами), и максимального прогресса на заданном главой государства направлении Центризбирком постарается достигнуть к началу федеральных выборов (выборов Президента и в Госдуму) — к концу 2011 г.

Так или иначе, на данном этапе ЦИК считает свою работу в контексте президентского послания полностью выполненной. Теперь дело за Правительством — Центризбирком, как известно, права законодательной инициативы не имеет и способен выступать лишь в роли эксперта, дающего заключение по тем или иным вопросам.