Первого марта Центр антикоррупционных исследований и инициатив “Трансперенси Интернешнл — Р” (Центр ТИ-Р) объявил о том, что начинает мониторинг эффективности и прозрачности осуществления ФЦП “Электронная Россия”. Специалисты центра, в частности, намерены пристально отслеживать адекватное наполнение единого портала госуслуг и регулярно доводить до сведения президента страны, насколько скорость этого наполнения соответствует утвержденному правительством плану.

В настоящий момент в Центре ТИ-Р уже зафиксировали первые явные признаки отставания от графика и выражают озабоченность тем, что отрыв реальности от планов в дальнейшем может увеличиться.

Между тем в Минкомсвязи РФ, отвечающем за развитие портала, уверены, что пока все идет по плану.

Общественный контроль

Центр ТИ-Р представляет собой некоммерческую общественную организацию, на протяжении 10 лет занимающуюся антикоррупционной деятельностью. Причина, по которой “Электронная Россия”, существующая примерно столько же, попала в поле его зрения именно сейчас, по уверению руководства заключается в том, что до этого в федеральной программе было слишком мало конкретики. Как отмечает заместитель директора центра Иван Ниненко, четкий план внедрения госуслуг на госпортале (а к слову сказать, в Минкомсвязи его называют не иначе как витриной формирования так называемого “электронного правительства” — важнейшей составляющей “Электронной России”) появился лишь 17 октября прошлого года. И именно теперь, когда есть план, который одобрил президент Дмитрий Медведев, под которым подписался председатель правительства Владимир Путин и принятие которого приветствовал глава Минкомсвязи Олег Щеголев, у общественности появились все основания к тому, чтобы требовать от чиновников его исполнения.

Разумеется, ни о каком мониторинге речи и не шло бы, если бы у центра была уверенность, что программа будет реализовываться и без его назойливого участия. Однако, как нетрудно догадаться, пока у наблюдателей доминируют пессимистические настроения. Иван Ниненко настаивает на том, что портал госуслуг развивается в крайне непрозрачном режиме. И, например, на фоне полностью открытого к диалогу Департамента экономической безопасности МВД, с которым Центр ТИ-Р не первый год плотно работает по вопросам, связанным с развитием антикоррупционного законодательства в России, Минкомсвязи выглядит совершенно непубличной организацией.

Если вы зайдете на сайт министерства или портал госуслуг, уверяет г-н Ниненко, то найти на них план внедрения вам будет очень сложно. При этом сам этот план составлен таким образом, что бегло за пять минут обычному человеку разобраться, когда и какая услуга должна появиться на сайте, не удастся. Тут следует особо отметить, что даже зная дату и номер правительственного распоряжения, утвердившего план (1555-р), найти его на официальном сайте правительства через поисковую систему невозможно. По крайней мере первые сто предложенных ссылок (а всего их несколько сотен) ведут на тексты других документов.

Как вынуждены констатировать в центре, опираясь на соответствующие разделы плана, уже сейчас со своими первыми задачами не справилось МВД, которое должно было в феврале реализовать на госпортале возможность подачи документов на техосмотр в электронном виде, и Минкомсвязи с Роскомнадзором, которым было предписано ввести подачу документов на лицензирование деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений.

В марте по плану нас ожидают десятки внедрений, в том числе таких актуальных, как подача документов на оформление паспорта и загранпаспорта, однако в Центре ТИ-Р опасаются, что сделано ничего не будет. По ощущениям г-на Ниненко, отставание от графика сейчас находится на уровне двух-трех месяцев (а может, и больше). Внедрение услуг требует множества ведомственных согласований, принятия внутренних регламентов и составления массы нормативно-правовых актов. А о них пока ничего не слышно, хотя г-н Ниненко и допускает, что какие-то документы уже существуют, просто чиновники не считают нужным ставить общественность об этом в известность.

Так или иначе в Центре ТИ-Р надеются, что мониторинг сможет ситуацию изменить. Как уточняет пресс-секретарь центра Глеб Гавриш, суть их деятельности заключается в попытке инициализации общественной поддержки. Есть некий парадокс: проект, который начался с акта высокой политической воли, сейчас нуждается в участии рядовых граждан — СМИ, сетевых блогеров и т. д.

Впрочем, только лишь на силу общественного мнения в Центре ТИ-Р, похоже, не полагаются. Отчеты о результатах мониторинга будут формироваться ежемесячно, и уже в апреле их выпуски могут оказаться на столе первого лица государства. Директор центра Елена Панфилова входит в состав Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, ближайшее заседание которого состоится в апреле.

Вести из Минкомсвязи

О том, как видят ситуацию чиновники из профильного министерства, удалось узнать девятью днями позже, на пресс-конференции по случаю первого всероссийского совещания “Приоритетные задачи по переходу на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде”.

Выяснилось, что директор Департамента государственной политики в области информатизации и информационных технологий Артем Ермолаев, очевидно, сам того не ведая, оказался солидарен с Центром ТИ-Р в том, что отслеживать ситуацию с внедрением государственных услуг проще всего именно через соответствующий портал. Однако трактовка пунктов графика его наполнения в Минкомсвязи оказалась несколько иной.

По убеждению советника министра Ильи Массуха, портал сейчас работает в четком соответствии с графиком. План перехода к электронному правительству включает пять стадий. В настоящий момент сайт работает на первых двух — информирование и выдача электронных бланков заявлений. Следующий этап — предоставление гражданам возможности подать эти заявления — является уже интерактивным, и для перехода к нему требуется легитимная идентификация человека. Для этих целей к концу марта министерство планирует запустить на сайте так называемый личный кабинет, после чего в апреле и начнет предоставлять, как выразился г-н Массух, наиболее востребованные услуги. По его словам, им известно, чем именно чаще всего интересуются сейчас посетители портала, так что речь в первую очередь пойдет о документах, связанных с пенсиями, налогами и пр. (Кстати, как добавил г-н Ермолаев, по данным ведомственного call-центра, одним из явных лидеров спроса у наших соотечественников являются документы, связанные с алиментами.)

Слова советника несколько удивляют. Если в Минкомсвязи и в Сети циркулирует один и тот же план, то в нем четко прописано, что первые фазы упомянутой третьей стадии (тот самый интерактивный этап) должны начаться в феврале и марте. И перечень этих конкретных услуг был определен еще в прошлом году: корректировать его на основании каких-либо данных о приоритетной востребованности уже поздно.

Артём Ермолаев на эту тему высказался более обтекаемо. Он также выразил уверенность в том, что проект реализуется в рамках графика. Правда, при этом добавил, что, возможно, есть некое расхождение “в плюс-минус две-три недели”, но это связано с объективной реальностью — начинали очень активно, не всегда удается сохранить такие же темпы.

В завершение, наверное, стоит отметить, что волокита с внедрением электронных услуг в каком-то смысле длится уже не первый год. Так что если сейчас счет пошел всего на месяцы, а то и недели (очень уж хочется верить в эту единицу измерений), то, возможно, до сдвига с мертвой точки ждать осталось не так и долго.