Если для кого-то результаты тендера по распределению наиболее экономически выгодных WiMAX-частот (диапазон 2,3 — 2,4ГГц) в России и оказались неожиданными, то только не для меня. Результат достаточно предсказуемый — кроме Чечни, где была сделана явно политическая уступка местному оператору связи с говорящим названием “Вайнах Телеком” (причем, остальные игроки не особо горят желанием что-то строить в этом регионе), лицензии на 39 из 40 разыгрываемых регионов выиграли дочерние компании “Связьинвеста” (одна досталась “Сибирьтелекому” и 38 — “Ростелекому”). Разумеется, это не значит, что Межрегиональные компании “Связьинвеста”, которые находятся в стадии присоединения к “Ростелекому”, тут же начнут заниматься мобильным WiMAX с утроенными усилиями, сведя на нет свои проекты по продавливанию ADSL-доступа в регионах. Как и то, что все эти частоты будут отведены для будущего LTE — ведь сколь-нибудь разумного по цене оборудования, да еще и полностью сертифицированного, в России пока просто нет. Другой крайности — “зажать” лицензии по принципу “чтобы было” — тоже не получится: в бумагах предусмотрены достаточно жесткие ограничения по срокам — у победившего игрока есть примерно полтора года до начала оказания услуг. Посему строить все-таки будут. Другой вопрос — какую бизнес-модель все-таки предпочтут развивать.

В самом “Ростелекоме”, ставшем счастливым обладателем разрешительной документации, похоже, нет никакого единства взглядов на эту ситуацию — вероятно, победу ожидали, но всерьез к ней не готовились. Во всяком случае, внятного объяснения придумать еще не успели. Я задал сотрудникам пресс-службы компании несколько достаточно подобных вопросов об оборудовании, бизнес-модели и о будущем подобного проекта и услышал только то, что “мы рассматриваем эту технологию как перспективное направление, соответствующее стратегии развития”. И всё. Дальше информацию как обрезало.

Остается только предполагать с известной долей вероятности, как ситуация будет развиваться дальше. Скорее всего, доминирующим подходом будет отнюдь не создание общенационального игрока, способного конкурировать с известным всем “Скартелом”, — во всяком случае, Yota в ближайшие пару лет можно не волноваться за свои лавры единственного в России крупного WiMAX-оператора. Может спокойно выдохнуть и “Комстар”, который недавно существенно снизил цены на трафик для своих абонентов, — пришествия в столицу мобильного WiMAX от “Ростелекома” тоже не планируется. Хуже всего придется, скорее всего, региональным игрокам фиксированного WiMAX, поскольку построить полноценные сети для мобильного доступа они не смогут, а “Ростелекому” это вполне под силу. Соответственно клиентам рынка SoHo оператор вполне может предложить пакетное решение из фиксированных линий связи и мобильного доступа — скорее всего, это будет “безлимитка” на небольшой скорости. Если в этом решении к тому же будет отсутствовать внутрисетевой роуминг, то это может в какой-то степени ударить по бизнесу операторов “большой тройки”.

С абонентским оборудованием (в основном с модемами и маршрутизаторами) никаких проблем нет — многочисленные компании из Юго-Восточной Азии готовы привозить его контейнерами. А вот с операторским “железом” могут быть некоторые сложности — по доносящимся из регулирующих органов сигналам, победителю порой настойчиво рекомендуют использовать только российское оборудование. Хотя все понимают, что российским его можно назвать только по месту сборки — все чипы и платы будут явно китайского производства. Вполне возможно, на таких заказах “поднимутся” Infinet (если оперативно возродит свою линейку WiMAX-оборудования), Alvarion, Iskratel, а также концерн “Созвездие” и т. д. Очень вероятно, что “самым российским” производителем станет являющаяся национальным китайским достоянием компания Huawei, представители которой неоднократно заявляли, что давно готовы перенести часть своего производства на российскую территорию. Скорее всего, это будет чистая формальность — как и в автомобильной индустрии, из Поднебесной сюда начнут гнать “машинокомплекты”, с тем чтобы дорабатывать их на месте, а на готовых “коробках” с привинченными шильдиками будет штамповаться надпись “Сделано в России”. В общем, было бы желание, а выход найдется.

Но вернемся к бизнес-стратегии. Во-первых, с помощью WiMAX вполне можно будет если не осуществить, то как минимум приблизить голубую мечту российского руководства по тотальной телефонизации села. Учитывая весьма разветвленную сеть фиксированных каналов доступа “Ростелекома”, можно не сомневаться, что для компании не составит особенного труда, “пробросив” кабель или наладив радиорелейную линию связи к одной БС мобильного WiMAX, обеспечить доступом в Сеть и голосовым каналом для телефонной связи (QoS это сделать позволяет) небольшие населенные пункты, где стабильной связи никогда не было в принципе.

Во-вторых, именно по WiMAX, по всей вероятности, будут “интернетизированы” всевозможные государственные или полугосударственные структуры типа органов социального обеспечения, Почты России, Пенсионного фонда и Сбербанка, а также других неповоротливых монополистов. Очень вероятно, что эти большие заказчики смогут осуществить такие контракты без тендера, попутно сформулировав в пресс-релизах, по этому поводу, официально-расплывчатую позицию про национальные интересы и развитие новых технологий. Очень вероятно, что “Ростелеком” учтет в своей программе интересы спецпотребителей, предложив им отдельные услуги — к примеру, организует возможность передачи данных по WiMAX в интересах Вооруженных сил РФ. Никакой секретной информации там, конечно, не будет. Но для “солдатских” интернет-кафе (в некоторых регионах готовы к такой показухе), подключения военкоматов, и для передачи телеметрической информации (в отдельных военных округах были разработаны проекты по установке в казармах видеокамер для предотвращения неуставных отношений) этого, скорее всего, хватит. За примерами далеко ходить не надо — услуга “Конфиденциальная сотовая связь”, реализуемая в “МегаФоне”, уже какой год подряд используется практически монопольно в интересах органов госвласти. Да и на “Ростелекоме” давно и безотрывно “сидят” все возможные органы исполнительной, законодательной и судебной власти.

В-третьих, без сомнения, с помощью мобильного WiMAX “Ростелеком” сможет “выдавить” бизнес небольших локальных интернет-операторов, предложив пользователям дотируемое оборудование и роуминг хотя бы внутри одного региона. И бесплатное подключение. Это сильно бы контрастировало с установками местных игроков в отдаленных городах и поселках, где за факт подключения доступа в Сеть до сих пор берут не менее 50—100 долл. Стоимость оборудования, как известно, идет дополнительно к этому. Но это только в том случае, если компания найдет в себе силы двинуться на рынок частных клиентов, с которыми в свободных экономических условиях дела у компании не очень-то ладятся. Вспомним, к примеру, стабильное снижение доли рынка МГ/МН-трафика у “Ростелекома” в той же Москве после введения в столице принципа Hot Choice. Кстати, для подвеса базовых станций не надо будет тратить силы и средства на возведение своих мачт: “Ростелеком”, скорее всего, выручат, предложив ему дружественные расценки, в Российской телевизионной и радиовещательной сети, у которой имеется весьма разветвленная сеть мачт по всей стране.

Было бы наивно считать, что мобильный WiMAX, даже с помощью “Ростелекома”, займет в России сколь-нибудь значимую часть мобильного доступа в Интернет — он был и останется нишевой технологией. Но именно такая ситуация является для пользователей благом: подобные сети будут куда как менее загружены, чем каналы “большой тройки”, и уж как минимум на нормальный канал для “чистого” доступа в Интернет и на VoIP абоненты мобильного WiMAX могут рассчитывать вполне определенно.